Векторно-стохастическое описание совместного портрета преподавателя и учащегося
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Векторно-стохастическое описание совместного портрета преподавателя и учащегося

idГаничева А.В., idГаничев А.В.

УДК УДК 519.812.5
DOI: 10.26102/2310-6018/2021.34.3.017

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Одной из важнейших проблем в организации эффективного учебного процесса является проблема согласования качеств преподавателей и учащихся. Актуальность решения данной проблемы определяется ростом объема и сложности учебного материала, а также внедрением в образовательный процесс цифровых технологий. Цифровые технологии позволяют формально описать свойства личностей преподавателей и учащихся, оказывающих наибольшее влияние на учебный процесс. Эти свойства личностей образуют их портреты. Целью статьи является векторно-стохастическое описание совместного портрета преподавателя и учащегося. Для достижения цели используется аппарат формальных грамматик. С каждым учащимся и каждым преподавателем предложено связывать вектор балльной оценки. Векторная оценка представляется в виде выводимых цепочек формального языка в вероятностной грамматике. Строится соответствующее дерево вывода. Дерево вывода рассматривается как сеть специального вида – информационный граф. Строятся матрицы, описывающие граф (матрица смежности и матрица суммы матриц смежности в разных степенях). Полученный граф описывает информационную систему. Показано, как рассчитывать вероятности нахождения системы в каждом уровне. Для пояснения разработанного метода рассмотрен конкретный числовой пример расчета параметров системы. Сформулирован критерий динамического единства портретов преподавателя и обучаемого. Результатом исследования является разработанный новый способ математического описания совместного портрета преподавателя и учащегося. Разработанный метод может найти применение в моделях цифровизации образования и сходных областях.

1. Анциферова А. Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016;3(6):23.

2. Загороднюк А. Н. Психолого-педагогический портрет современного преподавателя ВУЗа. Kant. 2018;4(29):26-30.

3. Татарина Т. М. Портрет компетентного (идеального) преподавателя: точка зрения студентов и преподавателей (на материале языковой кафедры неязыкового вуза). Самарский научный вестник. 2020;9(2 (31)):290-293. DOI: 10.17816/snv202314.

4. Список литературы Булатова Д. С., Казбекова А. А., Либерман Я. Л. Современный студент технического вуза: элементы психологического портрета. Педагогическое образование в России. 2016;4:87-92.

5. Kovalsky R. M. Impression management: a literature review and two-component model. Psychological bulletin. 2013;107(1):46-58.

6. Göncz L. Teacher personality: a review of psychological researchand guidelines for a more comprehensive theory in educational psychology, Open Review ofEducational Research. 2017;4(1):75-95. DOI: 10.1080/23265507.2017.1339572.

7. Romanov D. K, Dauksha L. M. Psychological aspects of perception and inderstanding of teachers by university students. Integratsiya obrazovaniya. Integration of Education. 2016;2(20):228-237. DOI: 10.15507/1991-9468.083.020.201602.228-237.

8. Murphy N. A., Hall J. A., Colvin C. R. Accurate intelligence assessments in social interaction: Mediators and gender effects. Journal of Personality. 2013;71(3):465-493. DOI: 10.1111/1467-6494.7103008

9. Ганичева А. В. Оценка психолого-педагогических портретов преподавателей и обучаемых. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018;5:30-33.

10. Ганичева А. В., Ганичев А. В. Модель согласования портретов преподавателей и обучаемых. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(3(30)):16-17. DOI: 10.26102/2310-6018/2020.30.3.009.

11. Ганичева А.В., Ганичев А.В. Согласование портретов преподавателей и обучаемых (Материалы IV Международной научной конференции «Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании». В двух частях, Красноярск, 06–09 октября 2020 г. Сборник научных трудов). Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020:78-82.

12. Макарова Л. Н., Старцев М. В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов. Социально-экономические явления и процессы. 2017;12(5):210-216.

Ганичева Антонина Валериановна
кандидат физико-математических наук, доцент
Email: TGAN55@yandex.ru

ORCID |

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

Тверь, Российская Федерация

Ганичев Алексей Валерианович

Email: alexej.ganichev@yandex.ru

ORCID |

Тверской государственный технический университет

Тверь, Российская Федерация

Ключевые слова: вектор оценок, выводимые цепочки языка, вероятностная грамматика, схема правил, дерево вывода, информационный граф, система, матрица смежности

Для цитирования: Ганичева А.В., Ганичев А.В. Векторно-стохастическое описание совместного портрета преподавателя и учащегося. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021;9(3). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1026 DOI: 10.26102/2310-6018/2021.34.3.017

444

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 26.07.2021

Поступила после рецензирования 23.09.2021

Принята к публикации 24.09.2021

Опубликована 30.09.2021