Проактивное управление функциональными характеристиками радиолокационного комплекса по данным автоматизированных учебно-тренировочных средств
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Проактивное управление функциональными характеристиками радиолокационного комплекса по данным автоматизированных учебно-тренировочных средств

idТимошенко А.В., Осипов А.В.,  idХаребин Д.А.

УДК 004.9, 355.5
DOI: 10.26102/2310-6018/2021.35.4.004

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

В статье рассмотрен вопрос обеспечения эффективности применения проактивного управления функциональными характеристиками радиолокационного комплекса с учетом технической готовности аппаратно-программных средств и уровня подготовки операторов и обслуживающего персонала. Подчеркивается важность вклада человеческого фактора в обеспечение боеготовности и эффективности применения радиолокационного комплекса по назначению. В результате проведенного анализа существующего методического аппарата оценки уровня подготовки операторов и обслуживающего персонала для реализации современных методов проактивного управления, определена необходимость и пути его совершенствования на базе принятого априори в Российской Федерации компетентностного подхода. Введены понятия профессионального компетентностного портрета оператора и эталонного профессионального компетентностного портрета, описывающего необходимый и достаточный набор компетенций, требуемый оператору для своевременного и эффективного управления и применения радиолокационного комплекса. Описана информационная модель профессионального компетентностного портрета, предложена метрика расчета количественной интегральной оценки уровня его сформированности, применимая для программной реализации в составе автоматизированных учебно-тренировочных средств. Приведена схема применения автоматизированных учебно-тренировочных средств при решении оперативных задач проактивного управления радиолокационным комплексом. Отмечена необходимость использования Big Data оперативных данных ремонтно-диагностического комплекса по обнаружению признаков, определению причин и устранению / предотвращению отказов, а также архивных и актуальных данных от автоматизированных учебно-тренировочных средств о состоянии подготовки операторов и обслуживающего персонала в процессе проактивного управления радиолокационным комплексом. На основании полученных результатов можно сделать вывод о целесообразности комплексирования учебно-тренировочных средств и систем технического и функционального контроля радиолокационного комплекса в целях достижения заданного уровня вероятности выполнения задач радиолокационного комплекса по назначению.

1. Боев С.Ф. Управление рисками проектирования и создания радиолокационных станций дальнего обнаружения. М.: Изд-во Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана; 2017. 430 с.

2. Григоров С.Ю. Лебедев В.В., Казьменко А.В., Митрофанова С.В. Прогнозирование технического состояния объекта с учетом стратегии технического обслуживания при эксплуатации сложных технических систем с периодическим контролем. Воздушно-космические силы. Теория и практика. Эксплуатация и восстановление вооружения и военной техники, техническое обеспечение. 2018;(8):108–118.

3. Труханов В.М., Матвеенко А.М. Надежность сложных систем на всех этапах жизненного цикла. 2-е изд. 2016. 664 с.

4. Осипов А.В., Тимошенко А.В., Перлов А.Ю., Львов К.В. Интеллектуальная система поддержки функциональных характеристик РЛК мониторинга на основе прогнозирования отказов. Вычислительные технологии. 2020;25(6):95–103.

5. Гордиевская К.Ю., Халимов Д.Н., Горбенко О.Н., Рожкова А.А. Анализ методов для прогнозирования состояния технического оборудования. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2014;4(7). Доступно по: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2015/01/GordievskayaSoavtori_4_14_2.pdf (дата обращения: 25.08.2021).

6. Охтилев М.Ю., Мустафин Н.Г., Миллер В.Е., Соколов Б.В. Концепция проактивного управления сложными объектами: теоретические и технологические основы. Известия высших учебных заведений. Приборостроение. 2014:57(11):7–15.

7. Кофнов О.В., Потрясаев С.А., Соколов Б.В., Трефилов П.М. Специальное модельно-алгоритмическое и программное обеспечение проактивного управления групповым поведением робототехнических средств. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2021:138–149.

8. Слуцкий К.А., Стариков Н.Е., Богомолов С.Н. Математическая модель оценки боеготовности вооружения боевой машины. Известия ТулГУ. Технические науки. Военно-специальные науки. 2017:265–274.

9. Белов О.А. Оценка технической готовности системы с учетом влияния человеческого фактора. Вестник Камчатского государственного технического университета. 2014:12–16.

10. Изергина А.Р. Обзор статистических методов оценки надежности. Материалы XII Всероссийская научно-практическая конференция ММСЭП МАиСЭМ. 2018:45-50.

11. ГОСТ РВ 0027-012-2009 Надежность военной техники. Планы испытаний для оценки вероятности безотказной работы.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

13. Львович К.И., Преображенский Ю.П. Алгоритмизация принятия решений при управлении образовательной системой дуального обучения персонала инфокоммуникационных комплексов. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(2). Доступно по: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2020/05/LvovichK_PreobrazhenskyY_2_20_1.pdf DOI:10.26102/2310-6018/2020.29.2.026 (дата обращения: 25.08.2021).

14. Соколова Е.С., Разинкин К.А. Алгоритмизация мультиагентного обучения с подкреплением в теоретико-игровых задачах поиска оптимальных стратегий. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(1). Доступно по: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2020/02/SokolovaSoavtori_1_20_1.pdf DOI:10.26102/2310-6018/2020.28.1.040 (дата обращения: 25.08.2021).

15. Даценко Н.В., Горбатенко С.А, Горбатенко В.В. Адаптивная автоматизированная система как средство дифференциации обучения при подготовке специалистов в области информационных технологий. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019;7(2). Доступно по: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2019/05/DatsenkоSoavtori_2_19_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2019.25. 2.007 (дата обращения: 25.08.2021).

16. Меньших В.В. Середа Е.Н. Модель и алгоритм оптимизации выбора направлений подготовки при многоцелевом обучении. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017;4(19). Доступно по: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2017/10/MenshikhSereda_4_1_17.pdf (дата обращения: 23.08.2021).

17. Эббингауз Г. Очерки психологии. Перевод 3-го немецкого издания под редакцией Поварина К.И. 1911. 242 с.

18. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 670 от 15 сентября 2014 г. «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.» № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

19. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетенции курсантов в образовательной среде ВУЗа правоохранительных органов. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 2015. 424 с.

20. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. 2004. 84 с.

21. Лепешкова Ж.В. Формирование общих и профессиональных компетенций. Образовательная социальная сеть. Доступно по: https://nsportal.ru (дата публикации: 26.10.2020).

22. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. Образование и наука. 2004;3(27):42–53.

23. Бушмакина Н.С. Проектирование многоуровневых оценочных средств для диагностики качества инженерно-графической подготовки студентов в техническом ВУЗе. Автореферат диссертации на соискание ученной степени кандидата педагогических наук. 2016. 24 с.

24. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. 2005. 371 с.

25. Прохорова М.В., Ежова А.С. Сравнительный анализ методов разработки моделей компетенций. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012:63–71.

26. Лезина Т.А., Хорошева Т.А, Коростылева А.В. Цифровой след как инструмент оценки компетенций: кейс компании «Газпром нефть». PROНефть. Профессионально о нефти. 2021;2(20):91–98.

27. Коборов В.Б., Кочуров Б.И. Теория и практика экспертных методов. 2021. 281 с.

28. Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика: Монография. 2009. 316 с.

29. Харебин Д.А., Пашков Д.М. Исследование методов решения задачи интегральной оценки освоения учебных дисциплин на базе компетентностного подхода Материалы XXXVIII Всероссийской НТК, филиал ВА РВСН (г. Серпухов). 2019:120–127.

30. Копылов А. Применение матрицы и диаграммы компетенций. Сообщество IT-специалистов. Доступно по: https://habr.com/ru/post/443162/ (дата публикации: 10.03.2019).

Тимошенко Александр Васильевич
Доктор технических наук, Профессор

ORCID |

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Москва, Российская федерация

Осипов Александр Владимирович

Акционерное общество «Ремвооружение»

Москва, Российская федерация

Харебин Денис Александрович

ORCID |

Акционерное общество "РТИ"

Москва, Российская федерация

Ключевые слова: проактивное управление, технический контроль, искусственный интеллект, big Data, учебно-тренировочные средства, компетентностный подход

Для цитирования: Тимошенко А.В., Осипов А.В., Харебин Д.А. Проактивное управление функциональными характеристиками радиолокационного комплекса по данным автоматизированных учебно-тренировочных средств. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021;9(4). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1044 DOI: 10.26102/2310-6018/2021.35.4.004

562

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 01.09.2021

Поступила после рецензирования 09.10.2021

Принята к публикации 03.11.2021

Опубликована 31.12.2021