Моделирование информационных систем: обзор учебных изданий
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Моделирование информационных систем: обзор учебных изданий

idЕрженин Р.В.

УДК 372.8:004
DOI: 10.26102/2310-6018/2022.38.3.026

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Исследование посвящено проблематике обучения ИТ-специалистов основным принципам моделирования и проектирования сложных информационных систем. Предметом изучения является содержание учебных изданий, имеющих отношение к моделированию ИС и зарегистрированных в Едином электронном каталоге Российской государственной библиотеки (РГБ) и в электронных библиотечных системах (ЭБС) за период 2000-2020 гг. Анализ выбранных по тематическому запросу учебных изданий проведен по основным библиографическим показателям, включающим в том числе ББК-код и спецификацию направления обучения. Результатами проведенного анализа стали сводные табличные данные, а также графические и схематические отображения отношений предмета моделирования ИС к научным областям, в рамках которых разрабатывались учебные издания. На основе полученных результатов были сделаны заключения относительно количественной, тематической и содержательной части учебных изданий, позволивших сформировать базу знаний учебной литературы, определить границу и взаимосвязи научных направлений с предметом моделирования ИС. Для оценки финального результата деятельности по созданию служебных произведений рекомендуется использовать принцип целевой причинности. С целью повышения результативности указанной деятельности предлагается разработать специальную методику оценки обучающих моделей, способную в итоге повлиять на качество моделирующей образовательной деятельности и снижение рисков развития смысловой деградации. Полученные в результате обзора учебных изданий знания могут использоваться в науковедении, при разработке новых современных учебников, для совершенствования учебных программ, а также при обсуждении путей развития ИТ-образования с позиций междисциплинарности и полидисциплинарности.

1. Трахтенберг А.Д. Электронное правительство: состоится ли «изобретение государства заново»? Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012;12:285–297.

2. Ерженин Р.В. Оценка результатов реализации проекта по созданию ГИИС «Электронный бюджет». Инновации и инвестиции. 2019;6:107–113.

3. Как удержать ИТ-специалистов в России (инициативы участников рынка и Минцифры)? TAdviser. Доступно по: https://www.tadviser.ru/a/653099 (дата обращения: 01.10.2022).

4. Первый рейтинг «Подготовка кадров для ИТ-отрасли в регионах». РУССОФТ. Доступно по: https://russoft.org/wp-content/uploads/2018/10/Rating_russoft.pdf (дата обращения: 01.10.2022).

5. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ: Пер. с англ. Под ред. Г. Е. Скорова. М.: Прогресс; 1970. 293 с.

6. Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. Материалы Семнадцатой открытой Всеросс. конф. Отв. ред. А.В. Альминдеров. 16-17 мая 2019 г. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск: ИПЦ НГУ; 2019. 596 с.

7. Ключко Н.В. Обзор учебной литературы по информационному праву. Информационное право. 2007;2:30–36.

8. Дронова Е.Н. Обзор современной учебной литературы по дисциплине «методика обучения математике», рекомендуемой студентам математических факультетов педагогических вузов. Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе. Материалы IX международной научно-практической конференции. Под редакцией Э.К. Брейтигам, И.В. Кисельникова. 2017:80–81.

9. Lethbridge T.C., Jorge Díaz-Herrera, Richard J. LeBlanc Jr., J. Barrie Thompson. Improving software practice through education: Challenges and future trends. FOSE '07 2007 Future of Software Engineering. IEEE Computer Society Washington. DC, USA; 2007:12–28.

10. Atsusi Hirumi, Isidro Grau IV.A. Review of Computer-Related State Standards, Textbooks, and Journal Articles. Journal of Computing in Teacher Education. 1996;12(4):6–17. DOI: 10.1080/10402454.1996.10784298.

11. Lin J.M.C., Lin K.Y., Wu C.C. A Content Analysis of Programming Examples in High School Computer Textbooks in Taiwan. Journal of Computers in Mathematics and Science Teaching. 1999;18(3):225–244.

12. Frazier Amy, Wikle Thomas, Kedron Peter. Exploring the anatomy of Geographic Information Systems and Technology (GIS&T) textbooks. Transactions in GIS; 2017.

13. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 5-е, стер. Москва: Высш. шк.; 2007. 342 с.

14. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: учебник для студентов вузов. Изд. 6-е, стер. Москва: Высшая школа; 2009. 342 с.

15. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. Практикум: учебное пособие для бакалавров: для студентов вузов. Санкт-Петербургский гос. электротехнический ун-т. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт; 2012. 294 с.

16. Шелухин О.И. Моделирование информационных систем: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Горячая линия – Телеком; 2020. 516 с.

17. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Доступно по: https://classinform.ru/eksd.html (дата обращения: 01.10.2022).

18. Бондаренко С.А. Служебные произведения преподавателей вузов: проблемные вопросы. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013;3:1181–1185.

19. Ван Я. Высшая школа в дискурсе европейской научной мысли: проблемы и перспективы. Социология. 2018;3:23–31.

20. Мамедов А.К. Эпистемология социального познания. Москва: КАНОН; 2017. 170 с.

21. Кривицкий А.В. Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности. Доступно по: https://pandia.ru/text/86/012/51272.php (дата обращения: 01.10.2022).

22. Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». Москва: Высш. школа; 1968. 148 с.

23. Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография. Отв. ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. Спб.: Издательский дом «Mipb»; 2009. 672 с.

24. Шимко З.И. Метод моделирования в современной педагогической науке и образовательной практике. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2006;2:152–157.

Ерженин Роман Валерьевич
кандидат экономических наук
Email: rerzhenin@gmail.com

Scopus | ORCID | РИНЦ |

Госучёт

Москва, Российская Федерация

Ключевые слова: ИТ-образование, ИТ-специалист, ИТ-кадры, научно-образовательная среда, науковедение, методология моделирования, обучающая модель

Для цитирования: Ерженин Р.В. Моделирование информационных систем: обзор учебных изданий. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2022;10(3). Доступно по: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1143 DOI: 10.26102/2310-6018/2022.38.3.026

155

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 07.02.2022

Поступила после рецензирования 23.09.2022

Принята к публикации 28.09.2022

Опубликована 28.09.2022