Планирование маршрутов судов через акватории с интенсивным движением на основе ретроспективных данных
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Планирование маршрутов судов через акватории с интенсивным движением на основе ретроспективных данных

idГриняк В.М., Девятисильный А.С. 

УДК 004.8
DOI: 10.26102/2310-6018/2022.38.3.014

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Статья посвящена задаче планирования маршрута перехода морского судна. При плавании в условиях интенсивного трафика судоводители должны придерживаться некоторой схемы движения, принятой на конкретной акватории. Эта схема может существовать в том числе и неформально, являясь обобщением коллективного судоводительского опыта. В этом случае представляется продуктивным планирование маршрута на основе данных о движении других судов, находившихся на акватории ранее (та же самая идея лежит в основе методов задач «больших данных»). В работах, опубликованных ранее, такое планирование маршрута основывалось на кластерном анализе ретроспективных данных о движении судов, что предполагало разбиение акватории на участки и выделение в них характерных значений скоростей и курсов. Проблемой такого подхода был выбор параметров разбиения, которые нужно было задавать для каждой конкретной акватории отдельно. В настоящей работе предложен другой подход, когда граф возможных маршрутов включает в себя выборку траекторий отдельных судов, реализованных на выбранной акватории ранее. В статье рассматривается способ построения такого графа возможных маршрутов, делается оценка числа его вершин и ребер, даются рекомендации по выбору метода поиска кратчайшего пути на этом графе. Обсуждается возможный метод интерполяции пропущенных данных, требуемых для построения графа, основанный на идее сочетания прямолинейных и маневренных участков движения судов. Приводятся примеры планирования маршрутов на ряде реальных акваторий: Владивосток, Токийский залив, Сангарский пролив.

Ключевые слова: безопасность судовождения, планирование маршрута, большие данные, автоматическая идентификационная система, алгоритмы на графах, кратчайший путь

Для цитирования: Гриняк В.М., Девятисильный А.С. Планирование маршрутов судов через акватории с интенсивным движением на основе ретроспективных данных. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2022;10(3). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1221 DOI: 10.26102/2310-6018/2022.38.3.014

367

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 26.08.2022

Поступила после рецензирования 14.09.2022

Принята к публикации 22.09.2022

Опубликована 30.09.2022