Ключевые слова: модель, параметры, транспортные и пешеходные потоки, вероятность, улично-дорожная сеть, дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения
Математическая модель оценки вероятности пересечения улицы пешеходами в некотором случайном месте
УДК 656
DOI: 10.26102/2310-6018/2023.43.4.036
В настоящей статье представлен один из полученных автором научных результатов в ходе проводимого диссертационного исследования. Раскрыта проблема формирования удобной и безопасной пешеходной инфраструктуры, что является одним из актуальных вопросов развития современного города. Проведен анализ российского и зарубежного опыта организации пешеходной инфраструктуры. Выявлено, что в российском опыте организации эффективной и безопасной пешеходной инфраструктуры часто наблюдаются проблемы, встречающиеся в кварталах с любыми типами застройки, в том числе такие как отсутствие или нерационально расположенные технические средства организации дорожного движения. Разработана математическая модель, которая дает возможность оценивать вероятность пересечения улицы пешеходами в том или ином месте на всей протяженности. Определены параметры предлагаемой модели. Предложено также применить результаты исследований поведения людей в ситуациях, в которых работают сходные или те же психоэмоциональные мотиваторы, побуждающие к пересечению улицы в том или ином месте, а также использовать зависимости, которые очевидно коррелируют с необходимыми для проведения данного исследования статистическими зависимостями. Полученные результаты предложено использовать в последующих работах при разработке имитационной модели управления дорожным движением, позволяющей производить оценку загруженности улично-дорожной сети и последующую оптимизацию транспортных и пешеходных потоков с целью обеспечения требуемой безопасности дорожного движения.
1. Sanseverino E.R., Vaccaro V. Smart Cities Atlas. Western and Eastern Intelligent Communities. Springer, 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-47361-1.
2. The Walkable City Stockholm City Plan. The City Planning Administration, 2010.
3. Cities Alive. Towards a walking world. ARUP, 2016.
4. Официальный сайт Госавтоинспекции. Показатели состояния безопасности дорожного движения. URL: http://stat.gibdd.ru.
5. Арутюнян М.А. Разработка алгоритмического аппарата по обеспечению безопасности дорожного движения. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(3). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1411. DOI: 10.26102/2310- 6018/2023.42.3.013.
6. Arutiunian M.A., Kolesnichenko S.V., Shilkina I.D., Zemskov A.V. Justification of the ways to improve road safety using intelligent transport systems. AIP Conference Proceedings 2700, 060002 (2023). DOI: 10.1063/5.0125254.
7. Wang L., Ye S., Cheong K.H., Xie N. Pedestrian group-crossing behavior modeling and simulation based on multidimensional dirty faces game. Complexity. 2017.
8. Daganzo C.F., Knoop V.L. Traffic flow on pedestrianized streets. Transportation Research Part B: Methodological. 2016:86:211−222.
9. Чикалина С.Л., Левашев А.Г. Оценка комфортности условий движения пешеходов [Электронный ресурс]. URL: http://transport.istu.edu/downloads/pedes_1.pdf.
10. Галышев А.Б. Оценка качества условий движения пешеходов по тротуарам. International Journal of Advanced Studies. 11(3)83–88. DOI: 10.12731/2227-930X-2021-11-3-83-88.
Ключевые слова: модель, параметры, транспортные и пешеходные потоки, вероятность, улично-дорожная сеть, дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения
Для цитирования: Арутюнян М.А. Математическая модель оценки вероятности пересечения улицы пешеходами в некотором случайном месте. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(4). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1481 DOI: 10.26102/2310-6018/2023.43.4.036
Поступила в редакцию 27.11.2023
Поступила после рецензирования 21.12.2023
Принята к публикации 29.12.2023
Опубликована 31.12.2023