Ключевые слова: организационная система, автоматизированные устройства обслуживания, имитационное моделирование, анализ, оптимизация, экспертное оценивание
Анализ и оптимизация эффективности функционирования организационной системы с автоматизированными устройствами обслуживания на основе имитационного моделирования
УДК 68/3
DOI: 10.26102/2310-6018/2024.45.2.030
В статье рассматривается подход к анализу и оптимизации эффективности сетевых организационных систем в условиях активизации процессов автоматизации и цифровизации. Выделен класс организационных систем с автоматизированными устройствами обслуживания, результатом деятельности которых является выполнение услуг. Включение в сетевую структуру сервисных автоматов определяет особенность решения задач анализа и оптимизации. Анализ базируется на имитационном моделировании исследуемого класса систем как систем массового обслуживания с варьируемой топологией каналов обслуживания. Поэтому оптимизируемыми переменными определены альтернативные переменные, характеризующие компоненты топологии, которые связаны с дублированием как компонентов, так и автоматизированных устройств в целом. К этим переменным добавлены переменные, влияющие на лояльность клиентов за счет предоставления скидок в определенные временные периоды. Оптимизационная модель представляет собой объединение формализованных описаний зависимостей от оптимизируемых переменных экстремального и граничных требований. В качестве экстремального требования определена необходимость максимизации дохода, а граничных – временные характеристики, связанные с временем простоя автоматизируемых устройств и временем простоя обслуживания. Алгоритмизация принятых решений по варианту топологии сетевой системы и механизму повышения лояльности клиента основана на объединении трех составляющих итерационного процесса поиска: анализа исследуемой организационной системы с использованием имитационной модели; имитацией направленного перебора при случайных значениях альтернативных переменных; окончательного выбора на множестве перспективных вариантов путем экспертного оценивания. Предложена структурная схема алгоритма, базирующегося на интеграции перечисленных составляющих.
1. Бурков В.Н., Кузнецов Н.А., Новиков Д.А. Механизмы управления в сетевых структурах. Автоматика и телемеханика. 2002;(12):96–115.
2. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса: Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. Москва: Альпина Паблишер; 2019. 257 с.
3. Котляров И.Д. Автоматизация и самообслуживание в сфере услуг: попытка анализа. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016;(4):32–36.
4. Шайдаков И.Е. Автоматизация процессов и внедрение дистанционного обслуживания клиентов – ключевые тенденции развития сферы услуг. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016;(5):169–172.
5. Львович Я.Е., Львович И.Я., Чопоров О.Н. и др. Оптимизация цифрового управления в организационных системах. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2021. 191 с.
6. Рындин Н.А., Скворцов Ю.С., Тишуков Б.Н. Цифровизация управления в организационных системах агропромышленных предприятий. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2022. 148 с.
7. Львович И.Я., Львович Я.Е., Фролов В.Н. Информационные технологии моделирования и оптимизации. Краткая теория и приложения. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2016. 444 с.
8. Снапелев Ю.М., Старосельский В.А. Моделирование и управление в сложных системах. Москва: Советское радио; 1974. 264 с.
9. Львович Я.Е. Многоальтернативная оптимизация: теория и приложения. Воронеж: Издательский дом «Кварта»; 2006. 415 с.
10. Львович И.Я. Принятие решений на основе оптимизационных моделей и экспертной информации. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2023. 232 с.
Ключевые слова: организационная система, автоматизированные устройства обслуживания, имитационное моделирование, анализ, оптимизация, экспертное оценивание
Для цитирования: Бакулин А.Ю., Львович Я.Е. Анализ и оптимизация эффективности функционирования организационной системы с автоматизированными устройствами обслуживания на основе имитационного моделирования. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(2). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1567 DOI: 10.26102/2310-6018/2024.45.2.030
Поступила в редакцию 02.05.2024
Поступила после рецензирования 21.05.2024
Принята к публикации 17.06.2024
Опубликована 30.06.2024