Ключевые слова: модель компетенций, грейдирование, научные сотрудники, профессиональное развитие, HR процессы, междисциплинарное взаимодействие, управление талантами
Модель компетенций научных работников в научно-исследовательских организациях
УДК 681.518
DOI: 10.26102/2310-6018/2024.46.3.008
Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации ключевых навыков и знаний для эффективной научной деятельности в научно-исследовательских организациях. В связи с этим, данная статья направлена на разработку модели компетенций для научных сотрудников. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является метод интеграции модели компетенций в систему грейдирования, позволяющий комплексно рассмотреть оценку и стимулирование профессионального роста сотрудников. В статье представлены: модель компетенций для научных сотрудников исследовательских организаций, включающая четыре основные категории компетенций: профессиональные, личностные, межличностные и управленческие, детализированные по уровням мастерства; методика интеграции модели компетенций в автоматизированную систему грейдирования, обеспечивающая объективную оценку и стимулирование профессионального роста; этапы создания модели, включающие выделение должностных групп, расчет шкалы грейдирования, дифференциацию уровней мастерства и адаптацию модели на основе обратной связи. Модель компетенций, предложенная как набор компетенций, которые по представлению руководителей научно-исследовательских организаций рассматриваются как индикаторы поведения, при помощи которых научные работники способны эффективно и качественно выполнять свои должностные обязанности. Материалы статьи представляют практическую ценность для научно-исследовательских организаций, способствуя эффективному управлению талантами, планированию карьерного роста и разработке программ обучения.
1. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for "Intelligence". American Psychologist. 1973;28(1):1–14. https://doi.org/10.1037/h0034092
2. Boyatzis R.E. The Competent Manager: A Model for Effective Performance. New York: John Wiley & Sons; 1982. 308 p.
3. Кибанов А.Я. и др. Управление персоналом в России: новые функции и новое в функциях. Москва: Издательский Дом «Инфра-М»; 2017. 242 с.
4. Мусатов А.А., Миронова Я.С. Анализ компетенций и квалификации научных сотрудников – экспертов в научно-технической сфере. Власть. 2018;26(5):85–91. https://doi.org/10.31171/vlast.v26i5.5826
5. Козодаев М.А. Оценка проектного персонала: не забыть бы, для чего это делается (часть 1). Управление проектами и программами. 2015;(4):280–297.
6. Bray R., Boon S. Towards a framework for research career development: An evaluation of the UK's Vitae Researcher Development Framework. International Journal for Researcher Development. 2011;2(2):99–116. https://doi.org/10.1108/17597511111212709
7. Воробьева О.В., Телешова И.Г. Научно-исследовательский вид деятельности в европейской системе квалификаций: опыт и проблемы. Высшее образование в России. 2018;27(5):74–86.
8. Селянин Я.В. Система организации НИОКР в США на примере работ в области ИИ. США & Канада: экономика, политика, культура. 2022;(9):95–113. https://doi.org/10.31857/S2686673022090061
9. Муравьева А.А. Международный опыт формирования национальной системы квалификаций. Высшее образование в России. 2010;(5):62–69.
10. Артамонова Ю.Д. и др. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Москва: Издательство «Геоинфо»; 2018. 240 с.
11. Караваева Е.В., Воробьева О.В., Тышкевич В.П. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования. Высшее образование в России. 2018;27(4):33–47.
12. Коленникова О.А. Внутрифирменная мобильность научных сотрудников РАН. Народонаселение. 2019;22(2):105–119. https://doi.org/10.24411/1561-7785-2019-00019
13. Матюшкова Т.И. Методика моделирования компетенций сотрудников научной организации. В сборнике: Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий: Материалы III международной научно-практической интернет-конференции: Часть I, 16–18 мая 2018 года, Вологда, Россия. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук; 2019. С. 232–235.
14. Картушина Е.Н. Особенности построения модели компетенций в организации. Социально-экономические явления и процессы. 2012;(7-8):60–64.
Ключевые слова: модель компетенций, грейдирование, научные сотрудники, профессиональное развитие, HR процессы, междисциплинарное взаимодействие, управление талантами
Для цитирования: Сахаров Ю.С., Ковалева А.В. Модель компетенций научных работников в научно-исследовательских организациях. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(3). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1605 DOI: 10.26102/2310-6018/2024.46.3.008
Поступила в редакцию 17.06.2024
Поступила после рецензирования 05.07.2024
Принята к публикации 19.07.2024
Опубликована 30.09.2024