Оптимизационное моделирование процесса управления персонала с автоматизированными устройствами в информационной системе выполнения заказов потребителей
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Оптимизационное моделирование процесса управления персонала с автоматизированными устройствами в информационной системе выполнения заказов потребителей

Бакулин А.Ю.,  idЛьвович Я.Е., idПреображенский Ю.П., Букреев А.Д. 

УДК 681.3
DOI: 10.26102/2310-6018/2025.49.2.003

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

В статье предлагается оптимизационный подход к управлению взаимодействием персонала с автоматизированными устройствами в информационной среде цифровизированной организационной системы выполнения заказов потребителей с использованием результатов имитационного моделирования. Для построения имитационной модели системы массового обслуживания взаимодействие персонала с автоматизированными устройствами рассматривается как взаимодействие неэргатических и эргатических элементов в человеко-машинной среде. Обоснована логическая схема преобразования потока заявок потребителей через локальные агрегаторы и каналы обслуживания, включающие неэргатические и эргатические элементы, при трансфере цифровых данных о заказе производителям для их материальной реализации. Предложено осуществлять варьирование интенсивностью обслуживания не за счет выбора задействованных параллельных каналов, а непосредственно величиной суммарной интенсивности, зависящей от числа неэргатических и эргатических элементов. Осуществлено формирование оптимизационной модели, оптимизируемыми переменными которых являются величины интенсивностей. В качестве экстремального требования рассматривается требование максимизации производительности системы, а в качестве граничных выступают требования обеспечения допустимого уровня затрат и вероятности ошибочных действий. Проведены преобразования по переходу от задачи оптимизации с ограничениями к эквивалентной задаче оптимизации без ограничений. Предложена алгоритмизация принятия управленческого решения по выбору количества взаимодействующих неэргатических и эргатических элементов путем выстраивания итерационного процесса поиска с использованием оптимизационной модели в процессе имитационного моделирования цифровизированной организационной системы выполнения заказов потребителей.

1. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса. Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. Москва: Альпина Паблишер; 2019. 264 с.

2. Гретченко А.И., Горохова И.В. Цифровая платформа: новая бизнес-модель в экономики России. Вестник Российского экономического университета имени Г.В.  Плеханова. 2019;(1):62–72. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-1-62-72

3. Рындин Н.А. Алгоритмизация процесса многовариантной структуризации в цифровизированных организационных системах. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(1). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2023.40.1.005

4. Шайдаков И.Е. Автоматизация процессов и внедрение дистанционного обслуживания клиентов – ключевые тенденции развития сферы услуг. Известия Санкт-Петербургского гоcударственного экономического университета. 2016;(5):169–172.

5. Бакулин А.Ю., Львович Я.Е. Анализ и оптимизация эффективности функционирования организационной системы с автоматизированными устройствами обслуживания на основе имитационного моделирования. Моделирование, оптимизация и информационных технологии. 2024;12(2). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2024.45.2.030

6. Селезнева М.П. Электронные аукционы в условиях цифровой трансформации. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021;(11-1):197–199. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-11-1-197-199

7. Снапелев Ю.М., Старосельский В.А. Моделирование и управление в сложных системах. Москва: Советское радио; 1974. 264 с.

8. Ермолова В.В., Львович Я.Е., Преображенский Ю.П. Оптимизация взаимодействий компонентов человеко-машинной системы цифровизации. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(2). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2023.41.2.031

9. Львович И.Я., Львович Я.Е., Фролов В.Н. Информационные технологии моделирования и оптимизации. Краткая теория и приложения. Воронеж: Научная книга; 2016. 444 с.

10. Львович И.Я. Принятие решений на основе оптимизационных моделей и экспертной информации. Воронеж: Научная книга; 2023. 232 с.

Бакулин Александр Юрьевич

Воронежский институт высоких технологий

Воронеж, Российская Федерация

Львович Яков Евсеевич
Доктор технических наук, профессор

ORCID |

Воронежский институт высоких технологий

Воронеж, Российская Федерация

Преображенский Юрий Петрович
Кандидат технических наук, доцент

ORCID |

Воронежский институт высоких технологий

Воронеж, Российская Федерация

Букреев Антон Дмитриевич

Воронежский институт высоких технологий

Воронеж, Российская Федерация

Ключевые слова: цифровизированная организационная система, управление, человеко-машинная среда, имитационное моделирование, оптимизация

Для цитирования: Бакулин А.Ю., Львович Я.Е., Преображенский Ю.П., Букреев А.Д. Оптимизационное моделирование процесса управления персонала с автоматизированными устройствами в информационной системе выполнения заказов потребителей. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(2). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1840 DOI: 10.26102/2310-6018/2025.49.2.003

78

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 28.02.2025

Поступила после рецензирования 27.03.2025

Принята к публикации 04.04.2025