Ключевые слова: организационная система, цифровизация, управление, человеко-машинная среда, оптимизация, экспертное оценивание
Оптимизация управления функцией выполнения заказов потребителей в цифровизированной организационной системе их взаимодействия с производителями
УДК 681.3
DOI: 10.26102/2310-6018/2025.48.1.043
В статье рассматривается применение оптимизационного подхода при принятии управленческого решения в цифровизированной организационной системе выполнения заказов потребителей. Показано, что при построении модели взаимодействия потребителей с производителями следует учитывать характеристики элементов человеко-машинной среды. Такой учет позволяет осуществлять оптимизацию управления взаимодействием эргатических и неэргатических элементов по показателям: производительность, надежность стоимость. Формирование оптимизационной модели основано на введении альтернативных переменных, характеризующих выбор количества эргатических элементов, взаимодействующих с определенным неэргатическим. В качестве экстремального требования рассматривается требование максимизации производительности процесса выполнения заказов потребителей в цифровизированной организационной системе, в качестве граничных требований рассматриваются заданные уровни надежности и затрат. Осуществим переход к эквивалентной оптимизируемой функции без ограничений. Алгоритмическая процедура принятия управленческих решений ориентирована на структуру эквивалентной оптимизируемой функции и включает ряд этапов, связанных с автоматической генерацией допустимых решений в рандомизированной среде, итерационный режим настройки переменных, проверка условия останова итерационного процесса и экспертного выбора окончательного варианта решения.
1. Глущенко В.В. Научная теория технологических укладов и исследование направлений ее практического применения. Бюллетень науки и практики. 2020;6(4):488–504.
2. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса. Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. Москва: Альпина Паблишер; 2019. 264 с.
3. Гретченко А.И., Горохова И.В. Цифровая платформа: новая бизнес-модель в экономики России. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019;(1):62–72. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-1-62-72
4. Мрочковский Н.С., Ляндау Ю.В., Пушкин И.С., Кривоногов Е.А. Основные тенденции цифровой трансформации бизнеса. Экономика и предпринимательство. 2019;(4):89–91.
5. Рындин Н.А. Алгоритмизация процесса многовариантной структуризации в цифровизированных организационных системах. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(1). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2023.40.1.005
6. Львович Я.Е., Пупыкин А.Н. Интеллектуализация управления в организационных системах с цифровым концентратором результатов деятельности на основе оптимизационного моделирования. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(2). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2024.45.2.018
7. Селезнева М.П. Электронные аукционы в условиях цифровой трансформации. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021;(11-1):197–199. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-11-1-197-199
8. Ермолова В.В., Львович Я.Е., Преображенский Ю.П. Оптимизация взаимодействий компонентов человеко-машинной системы цифровизации. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(2). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2023.41.2.031
9. Львович И.Я., Львович Я.Е., Фролов В.Н. Информационные технологии моделирования и оптимизации. Краткая теория и приложения. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2016. 444 с.
10. Соболь И.М. Численные методы Монте-Карло. Москва: Наука; 1973. 312 с.
11. Львович И.Я. Принятие решений на основе оптимизационных моделей и экспертной информации. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2023. 232 с.
Ключевые слова: организационная система, цифровизация, управление, человеко-машинная среда, оптимизация, экспертное оценивание
Для цитирования: Львович Я.Е., Преображенский Ю.П., Пупыкин А.Н. Оптимизация управления функцией выполнения заказов потребителей в цифровизированной организационной системе их взаимодействия с производителями. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(1). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1845 DOI: 10.26102/2310-6018/2025.48.1.043
Поступила в редакцию 04.03.2025
Поступила после рецензирования 24.03.2025
Принята к публикации 28.03.2025
Опубликована 31.03.2025