Ключевые слова: виртуальная реальность, терапия, интерактивная виртуальная среда, игровые движки, медицинское образование
VR-тренажер для обучения медицинских работников по специальности «Терапия»
УДК 004.946
DOI: 10.26102/2310-6018/2025.49.2.026
На основе существующих исследований рассмотрена необходимость интеграции технологий виртуальной реальности в учебный процесс студентов медицинских университетов, обучающихся по специальности «Терапия». Проанализированы существующие программные решения в сфере образовательной медицины, выявлен дефицит VR-тренажеров, ориентированных на общетерапевтическую специальность. Обоснована значимость разработки виртуального тренажера, позволяющего студентам отрабатывать терапевтические навыки в реалистичной и безопасной виртуальной среде. Проведен сравнительный анализ современных VR-гарнитур и контроллеров, на основании которого определены подходящие устройства для реализации задачи: Oculus Quest 2 и Valve Index. Сформулированы требования к техническим характеристикам оборудования и выбраны технологии разработки: игровой движок Unity, библиотеки XR Interaction Toolkit и OpenXR, а также программные фреймворки для создания 3D-моделей и интерактивных сцен. Описан процесс проектирования виртуальной среды кабинета терапевта, включающий разработку 3D-моделей медицинского оборудования и виртуального пациента с использованием редактора Blender. Собрана игровая сцена и реализованы механики взаимодействия с окружением, такие как перемещение, захват предметов, диалоговая система и система оценки результатов. Диалоговая система разработана на языке C# с использованием платформы .NET Framework. Ожидается, что внедрение VR-тренажера в образовательный процесс повысит уровень подготовки студентов-терапевтов, благодаря отработке профессиональных навыков в интерактивной и безопасной виртуальной среде.
1. Молчанова А.А., Осипова И.В., Чечина И.Н. Опыт применения симуляционных технологий при обучении студентов факультетской терапии. Виртуальные технологии в медицине. 2019;(1):17–20. https://doi.org/10.46594/2687-0037_2019_1_17
2. Орлов Ю.В., Мутигуллина А.А. Технология симуляционного обучения как новая парадигма современного медицинского образования. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024;23(4S). https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-4315
3. Макарова О.В. Анализ эффективности пациентоцентричных коммуникативных навыков врача. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020;12(3):108–121. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-3-108-121
4. Мнацаканян В.В., Малофеев В.А., Чеботарева Е.Р. Использование лаборатории виртуальной реальности в учебном процессе. Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2023;(3):124–129. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2023.65.3.12
5. Колсанов А.В., Гелашвили О.А., Чаплыгин С.С., Назарян А.К. VR-тренажер как объект цифровой трансформации в медицинском вузе. Современные проблемы науки и образования. 2021;(6). https://doi.org/10.17513/spno.31402
6. Сотников А.М., Тычков А.Ю., Золотарев Р.В., Сажнева Е.Д., Николаева М.А. Использование AR и VR в медицине. Вестник Пензенского государственного университета. 2021;(4):112–116.
7. Ташкенбаева Э.Н., Аннаев М., Абдиева Г.А. Влияние применения виртуальной реальности на успеваемость студентов в изучении кардиологии. Журнал кардиореспираторных исследований. 2022;3(4):69–74. https://doi.org/10.5281/zenodo.7366200
8. Шадеркина В.А., Лелюк А.В., Алтунин Д.В. Виртуальная реальность (VR) в педиатрии: международный и российский опыт. Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2023;9(1):60–71. https://doi.org/10.29188/2712-9217-2023-9-1-60-71
9. Ройтберг Г.Е., Шархун О.О., Давыдова А.Ш. Технология виртуальной реальности в обучении терапевтов: в фокусе оказание экстренной и неотложной медицинской помощи. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4S). https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3372
10. Осипов И.А., Феоктистов Д.А., Михайлов К.С., Ключиков А.В. Применение технологий виртуальной реальности в имитационном моделировании мобильных роботов. В сборнике: Проблемы и перспективы цифровизации агропромышленного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции, 07 декабря 2023 года, Саратов, Россия. Саратов: Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова; 2023. С. 80–85.
Ключевые слова: виртуальная реальность, терапия, интерактивная виртуальная среда, игровые движки, медицинское образование
Для цитирования: Ключиков А.В., Куприн М.С., Феоктистов Д.А., Михайлов К.С. VR-тренажер для обучения медицинских работников по специальности «Терапия». Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(2). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1850 DOI: 10.26102/2310-6018/2025.49.2.026
Поступила в редакцию 04.04.2025
Поступила после рецензирования 12.05.2025
Принята к публикации 21.05.2025