Ключевые слова: управление движением судов, опасное сближение, траектория движения, точка кратчайшего сближения, аис
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ АИС ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ
УДК 519.68:15:681.5
DOI:
Статья посвящена проблеме навигационной безопасности движения морских судов. Рассматривается задача определения степени опасности схемы движения, реализуемой на конкретной акватории. При этом предлагается обратиться к навигационным данным, предоставляемым Автоматической идентификационной системой (АИС) и доступным на открытых Интернет-ресурсах. В качестве метрики, характеризующей безопасность движения, используется частота чрезмерных сближений судов. Она определяется на основе оценки количества и локализации точек кратчайшего сближения. Проблемой при использовании данных АИС, предоставляемых открытыми Интернет-ресурсами, является существенное ограничение точности определения навигационных параметров судов и частоты поступления информации. В работе рассмотрен формат представления исходных данных о движении и имеющиеся ограничения. Показано, что несмотря на ограничения имеется возможность построения устойчивой картины опасных участков акватории. Работа сопровождается результатами натурных исследований: приведены результаты оценки опасности движения судов в Сангарском проливе, водах, прилегающих к порту Пусан и водах Внутреннего Японского моря.
1. Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 (МППСС-72). – М.: РКонсульт, 2004. – 80 с.
2. Погосов С.Г. Безопасность плавания в портовых водах / С. Г. Погосов. – М.: Транспорт, 1977. – 136 с.
3. Лентарёв А.А. Морские районы систем обеспечения безопасности мореплавания / А. А. Лентарев. – Владивосток: Изд-во ГМУ им. адм. Г.И. Невельского, 2004. – 120 с.
4. Лентарёв А.А. Применение судовой навигационной аппаратуры для определения статистических характеристик судопотоков / А.А. Лентарёв, М.О. Максимов // Транспортное дело России. – 2015. – №6. – С.156-158.
5. Лебедева М.П. Методика оценки безопасного движения судов в стесненной акватории / М.П. Лебедева, С.Д. Айзинов, А.О. Лебедев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. – 2017. – Т.9. – №1. – С. 111–120. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-1-111-120.
6. Ипполитов С.В. Модель управления динамическими объектами / С.В. Ипполитов, О.Н. Чопоров, Д.В. Лопаткин, А.В. Сизов // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. – 2017. – № 2.
7. Каляев И.А. Методы и модели коллективного управления в группах роботов / И.А. Каляев, А.Р. Гайдук, С.Г. Капустян. – М.: Физматлит, 2009. – 280 с.
8. Zeng Z. A survey on path planning for persistent autonomy of autonomous underwater vehicles / Z. Zeng, L. Lian, K. Sammut, F. He, Y. Tang, A. Lammas // Ocean Engineering. – 2015. – Vol. 110. – Part A. – Pp. 303–313. DOI: 10.1016/j.oceaneng.2015.10.007
9. Кирсанов М.Н. Анализ алгоритмов выбора оптимальных маршрутов группы судов / М.Н. Кирсанов // Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. – 2016. – №2. – С. 183-190. DOI: 10.21821/2309-5180-2016- 8-2-183-190.
10. Lazarowska A. Ship’s trajectory planning for collision avoidance at sea based on ant colony otimisation / A. Lazarowska // Journal of Navigation. – 2015. – Vol. 68. – Is. 2. – Pp. 291–307. DOI: 10.1017/S0373463314000708.
11. Студеникин Д.Е. Применение систем принятия решений для выбора параметров маневра судна / Д.Е. Студеникин, А.А. Григорян, Н.А. Маковецкая // Эксплуатация морского транспорта. – 2015. – №4. – С. 58-62.
12. Мироненко А.А. Модель программного движения судна в стесненных водах / А.А. Мироненко // Мехатроника, автоматизация, управление. – 2013. – №2. – С. 65-70.
13. Tam Ch.K. Review of collision avoidance and path planning methods for ships in close range encounters / Ch.K. Tam, R. Bucknall, A. Greig // Journal of Navigation. – 2009. – Vol. 62. – Is. 03. – Pp. 455–476. DOI: 10.1017/S0373463308005134.
14. Клюев В.В. Использование теории геометрических вероятностей для оценки показателя стеснённости акватории северного морского пути / В.В. Клюев // Навигация и гидрография. – 2016. – №46. – С. 20-28.
15. Пламмер К. Дж. Маневрирование судов в узкостях / К. Дж. Пламмер. – Л.: Судостроение, 1986. – 80 с.
16. Лобанов А.А. Методические аспекты проектных работ по обеспечению навигационной безопасности плавании в современных условиях / А.А. Лобанов, Ю.В. Румянцев, Д.М. Бухов // Навигация и гидрография. – 2013. – №35. – С. 29-38.
17. Общие положения об установлении путей движения судов, № 9036. – Издание ГУНиО МО СССР, 1987. – 32 с.
18. Таратынов В.В. Целесообразность разделения морских путей / В.В. Таратынов // Морской флот. – 1969. – №9. – С. 19-20.
19. Таратынов В.П. Судовождение в стесненных районах / В.П. Таратынов. – М.: Транспорт, 1980. – 128 с.
20. Бродский П.Г. К вопросу оценки влияния интенсивности судоходства на аварийность / П.Г. Бродский, Ю.В. Румянцев, С.Н. Некрасов // Навигация и гидрография. – 2010. – №30. – С. 36-42.
21. Weng J. Ship collision frequency estimation in port fairways: a case study / J. Weng, S. Xue // Journal of Navigation. – 2015. – Vol. 68. – Is. 03. – Pp. 602–618. DOI: 10.1017/S0373463314000885.
22. Wu L. Mapping global shipping density from AIS data / L. Wu, Y. Xu, Q. Wang, F. Wang, Zh. Xu // Journal of Navigation. – 2016. – Vol. 70. – Is. 01. – Pp. 67–81. DOI: 10.1017/S0373463316000345.
23. Сметанин С.И. Способ реализации программной веб-части системы спутникового мониторинга / С.И. Сметанин, В.А. Игнатюк, А.А. Евстифеев // Информационные технологии. – 2015. – Т.21. – №6. – С. 448–455.
24. MarineTraffic – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marinetraffic.com (дата обращения 01.06.17).
25. Головченко Б.С. Информационная система сбора данных о движении судов на морской акватории / Б.С. Головченко, В.М. Гриняк // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. – 2014. – № 2 (24). – с. 156-162.
26. Гриняк В.М. О планировании вычислительных экспериментов при исследовании методов обеспечения безопасности коллективного движения судов / В.М. Гриняк, А.С. Аникеева, Н.Ю. Васильченко, Е.Г. Гусев // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 230–234.
27. Гриняк В.М. Оценка и представление параметров безопасного движения судна / В.М. Гриняк, М.В. Трофимов, В.И. Люлько // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. – 2016. – № 4 (38). – с. 51-61. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-51-61.
28. Гриняк В.М. Система экспертного оценивания состояния навигационной безопасности морской акватории на основе нейронечёткой сети / В.М. Гриняк, А.С. Девятисильный // Проблемы управления. - 2015. - №4. – с. 58-65.
29. Девятисильный А.С. Система экспертных оценок состояния безопасности на морских акваториях / А.С. Девятисильный, В.М. Дорожко, В.М. Гриняк, О.В. Кириченко, Н.В. Лоскутов // Информационные технологии. – 2004. - №11. - с. 48-53.
Ключевые слова: управление движением судов, опасное сближение, траектория движения, точка кратчайшего сближения, аис
Для цитирования: Гриняк В.М., Иваненко Ю.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ АИС ДЛЯ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МОРСКОЙ АКВАТОРИИ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017;5(3). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2017/08/GrinyakIvanenko_3_1_17.pdf DOI:
Опубликована 30.09.2017