Ключевые слова: алгоритм, информационная система, информационный процес, модель взаимодействия, непрерывный информационный поток, дискретный информационный поток, параметр обучения
РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБУЧЕНИЯ
УДК 519. 72
DOI:
В статье рассмотрен процесс обучения, который представляется в виде дискретного информационного потока. На каждом из этапов процесса обучения ученика проанализированы порции обучающей информации и определено качество их усвоения, с определением уровня незнания порции учебной информации. Сформированы индивидуальные характеристики и реакция ученика на каждую порцию обучающей информации. В условиях построения оптимальной обучающей системы, на основе среднего значения уровня незнания определена функция качества обучения ученика. Сформирована более адекватная оценка процесса обучения ученика, что позволяет эффективнее корректировать действующую систему обучения в процессе трансформации её характеристик. Рассмотрен алгоритм управления обучением ученика с прогнозируемым количеством контрольных проверок его знаний, что позволяет сформировать требуемое управляющее воздействие, которое для этого необходимо. С использованием исследованного алгоритма сформирован вектор вероятностей незнания учеником элементов обучающей информации. Также разработан алгоритм по формированию прогнозируемых параметров обучения ученика. Решена задача, позволяющая сравнивать оптимальную продолжительность обучения ученика, полученную экспериментально, с теоретически прогнозируемой продолжительностью процесса обучения. При этом сделан вывод об эффективности формирования прогнозируемых параметров обучения ученика. В работе разработана информационная система, использующая результаты экспериментальных значений индивидуальных параметров обучения каждого ученика и позволяющая определить индивидуальные характеристики, вычислить рейтинг и отслеживать процесс изменения параметров обучения.
1. Голдбергер Э. Хаос и фракталы в физиологии человека/ Э. Голдбергер, Д.Б. Ригни // В мире науки.-1990.-№4.-с.25-32.
2. Горев А. Эффективная работа с СУБД/ А. Горев, Р. Ахаян, С. Макашарипов// СПб.: Питер.- 1997. - 704 с.
3. Гринченко В.Т. Введение в нелинейную динамику. Хаос и фракталы / В.Т. Гринченко, В.Т. Мацыпура, А.А. Снарский// Изд.2-е.-М.: Издательство ЛКИ.- 2007.-264с
4. Дегтярев Ю.И. Основы кибернетики/ Ю.И. Дегтярев, Б.Н. Калинин// М.: Высш. шк.- 1976.- 408 с.
5. Дюран Б. Одел П. Кластерный анализ/ Б. Дюран// М.: Статистика.- 1997.- 128 с.
6. Жуковский В.И. Многокритериальное принятие решений в условиях неопределённости / В.И. Жуковский, В.С. Молоствов// М.: МНИИПУ.- 1988. – 130 с.
7. Зельдович Я.Б. Фракталы, подобие, промежуточная асимптотика/ Я.Б. Зельдович, Д.Д. Соколов //УФН.-1985.-№3.-с.493-506.
8. Петерс Э. Фрактальный анализ финансовых рынков: Применение теории хаоса в инвестициях и экономике/ Э. Петерс// М.: Интернеттрейдинг.- 2004. – 304 с.
9. Савельев А.Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем/ А.Я. Савельев, В.А. Новиков, Ю.Н. Лобанов // Методическое пособие для преподавателей и студентов вузов. М.: Высшая школа.- 1986.- 176 с.
10. Сумин В.И. Формализация задачи управления социальными системами/ В.И. Сумин, Т.Е. Смоленцева// Теория конфликта и ее приложения: Всероссийская научно – технич. конференция ч.1.- Воронеж: Воронежский институт высоких технологий.- 2008. - с.133 - 137.
11. Сумин В.И. Конкретизация цели обучения в модели обучаемого как объекта управления/ В.И, Сумин Т.Е. Смоленцева // Математические методы и информационно - технические средства: всерос. научно-практ. конф. сб.материалов.- Краснодар.- 2009.- с.187-190.
12. Смоленцева Т.Е. Реализация функции качества обучения/Т.Е. Смоленцева// II Международная научно-практическая конференция Современная наука: теория и практика.- Ставрополь.- 2011.-с.140-143.
13. Тарасенко В.В. Фрактальная геометрия природы: социокультурное измерение/ В.В. Тарасенко // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция.- 2000.- с.191-214.
14. Трахтенгерц Э.А. Возможности и реализация компьютерных систем поддержки принятия решений / Э.А. Трахтенгерц // Известия РАН. Теория и системы управления. - 2001. - № 3. - С. 86-113.
15. Душкин А.В. Введение в системный анализ: Монография / А.В. Душкин, С.А. Баркалов, С.А. Колодяжный, В.И. Сумин; под ред. проф. В.И. Новосельцева // М.: Горячая линия – Телеком, 2017. – 234 с.
16. Душкин А.В. Математические модели и информационные процессы управления сложным объектом: Монография / А.В. Душкин, А.С. Кравченко, В.И. Новосельцев, Т.Е. Смоленцева, В.И. Сумин // Воронеж: Научная книга, 2014. – 125 с.
17. Душкин А.В. Модели управления сложными социальными объектами в системе обучения сотрудников УИС: Монография / А.В. Душкин, А.С. Кравченко, В.И. Новосельцев, В.И. Сумин // Воронеж: Научная книга, 2014. – 125 с.
18. Трубецков Д.Н. Турбулентность и детерминированный хаос / Д.Н. Трубецков// Соровский образовательный журнал.-1998.-№1.-с.77-83.
19. Фейгенбаум М. Универсальность в поведении нелинейных систем / М. Фейгенбаум // УНФ.-1983.- №2.-с.343-374.
Ключевые слова: алгоритм, информационная система, информационный процес, модель взаимодействия, непрерывный информационный поток, дискретный информационный поток, параметр обучения
Для цитирования: Сумин В.И., Исаев О.В., Скулков М.В. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБУЧЕНИЯ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2018;6(2). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2018/04/SuminSoavtori_2_18_2.pdf DOI:
Опубликована 30.06.2018