МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Ганичева А.В.   Ганичев А.В.  

УДК 519.76
DOI: 10.26102/2310-6018/2019.24.1.006

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Актуальность данной работы обусловлена важностью учета в учебном процессе личностных качеств обучаемых. Важность решения данной проблемы определяется тем, что компетентностный подход предполагает формирование будущих работников, способных самостоятельно действовать в различных ситуациях, оказывать влияние на других. При обучении в неоднородных учебных коллективах (группах) можно выделить подгруппы учащихся по разным критериям: способностям, успеваемости, дисциплине и т.д. Подгруппы обучаемых оказывают влияние друг на друга. Сила этого влияния зависит от численности подгрупп, коэффициентов влияния и времени воздействия. В результате взаимного влияния возможен переход обучаемого из одной группы в другую. В статье использован метод математического моделирования для анализа и учета динамического взаимовлияния учащихся в коллективе. Модель построена на основе системы дифференциальных уравнений Дж. Форрестера. Получено аналитическое решение системы для типового случая в учебном процессе – наличия трех видов подгрупп обучаемых. Для иллюстрации полученных результатов приведен числовой пример. Результаты его решения представлены графически. Рассмотрены важные частные случаи общей системы дифференциальных уравнений (задание соотношений между коэффициентами влияния). Разработанная математическая модель позволит совершенствовать качество образовательного процесса.

1. Форрестер Дж. Мировая динамика: Пер. с англ. / Под редакцией Д. Гвишиани, Н. Моисеева. М.: Издательство ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003. – 379 c.

2. Рыбина Г.В., Паронджанов С.С. Моделирование процессов взаимодействия интеллектуальных агентов в многоагентных системах // Искусственный интеллект и принятие решений, 2008. – № 3. – С. 3-15.

3. Мутовкина Н.Ю., Семенов Н.А. Модель изменения типов интеллектуальных агентов в методологии системной динамики anylogic // Программные продукты и системы, 2018. – № 1. – С. 145-151.

4. Яндыбаева Н.В., Кушников В.А. Оценка качества образовательного процесса в вузе на основе модели Дж. Форрестера // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2011. – № 2 (55). – С. 176-181.

5. Маликов Р.Ф. Практикум по имитационному моделированию сложных систем в среде AnyLogic 6. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 296 с.

6. Ганичева А.В. Модели развития учебного процесса // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2011. – № 3 (34). – С. 35-40.

7. Ганичева А.В. Математическая модель планирования мероприятий // В мире научных открытий. Серия Экономика и инновационное образование, 2011. – № 6 (18). – С. 254-260.

8. Ганичева А.В. Математическая модель оптимального управления резервными средствами в учебном процессе // В мире научных открытий, 2015. – № 12-3 (72). – С. 953-964.

9. Ганичева А.В. Математическая модель оценки качества обучения // В мире научных открытий, 2015. – № 6-1 (66). – С. 313-326.

Ганичева Антонина Валериановна
кандидат физико-математических наук

Тверская государственная сельскохозяйственная академия

Тверь, Российская Федерация

Ганичев Алексей Валерианович

Тверской государственный технический университет

Тверь, Российская Федерация

Ключевые слова: группа обучаемых, модель, коэффициенты влияния, система дифференциальных уравнений, решение

Для цитирования: Ганичева А.В. Ганичев А.В. МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019;7(1). Доступно по: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2019/01/GanichevaGanichev_1_19_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2019.24.1.006

471

Полный текст статьи в PDF