Ключевые слова: вовлеченность, оценка вовлеченности, качество обучающего по, обучающая система, online-оценка вовлеченности, адаптивная обучающая игра
Адаптация к вовлеченности пользователя в адаптивной обучающей игре
УДК 004.4
DOI: 10.26102/2310-6018/2020.29.2.035
Вовлеченность пользователя – это один из ключевых показателей качества интерактивного программного обеспечения (ПО), для которого характерно интенсивное взаимодействие пользователя с системой. Обучающее ПО относится к категории продуктов, которые, по определению, основаны на взаимодействии с пользователем, поэтому вовлеченность пользователя в процессе его взаимодействия с обучающей системой напрямую влияет на качество системы. Современные тенденции развития обучающего ПО связаны с персонификацией процессов взаимодействия пользователя с системой, что привело к появлению адаптивных обучающих систем, способных наблюдать за действиями пользователей и приспосабливаться к их возможностям и потребностям. Вовлеченность пользователя оказывает значительное влияние на обучение и напрямую влияет на результат, поэтому уровень вовлеченности пользователя в процессе его взаимодействия с обучающей системой, как опосредованная оценка уровня знаний пользователя, применима в качестве характеристики модели адаптации при разработке адаптивных обучающих систем. Результаты анализа вовлеченности могут быть использованы для адаптации системы, направленной на удержание и повышение вовлеченности пользователя в процессе его взаимодействия с системой, и повышения, таким образом, ее качества. В работе рассмотрены методы оценки вовлеченности и возможности их применения к оценке качества обучающего ПО на разных этапах его жизненного цикла. Показаны особенности применения online-оценки вовлеченности для адаптации процесса обучения к пользователю в адаптивных обучающих играх, связанные с необходимостью различения вовлеченности в игру и вовлеченности в процесс обучения, и корреляции вовлеченности и успешности освоения знаний в игре. Предложены некоторые возможные комбинации оценок вовлеченности и результативности уровня знаний пользователя в процессе взаимодействия с обучающей игрой и их возможные интерпретации.
1. Шабалина О.А., Катаев А.В., Давтян А.Г. Фасетная классификации обучающих компьютерных игр. Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018;13(223):95-100.
2. Шабалина О.А., Давтян А.Г., Катаев А.В., Алимов А.А. Адаптивные обучающие игры как тренд развития обучающего по. ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2018;4(8):11-16.
3. Вовлечение: определение Доступно по: https://support.google.com/analytics/answer/9355853?hl=en(дата обращения:16.11.2019)
4. Аттфилд С., Казаи Г., Лалмас М., Пивоварски Б. На пути к науке взаимодействия с пользователем (Документ с изложением позиции). Веб-поиск и интеллектуальный анализ данных. 2011 г.
5. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального опыта. Харпер и Роу. 1990 г.
6. Вебстер Дж., Хо Х. Вовлечение аудитории с мультимедийными презентациями. БАЗА ДАННЫХ для достижений в информационных системах. 1997: 63–77. DOI: 10.1145 / 264701.264706.
7. Лучшие показатели и инструменты для измерения вовлеченности пользователей Доступно по: https://hackernoon.com/the-best-metrics-and-tools-for-measuring-user-engagementfb083d9a9be7 (дата обращения: 16.11.2019).
8. Мерфи Д., Хиггинс С. Дополнительные входные данные для измерения вовлеченности пользователей в иммерсивном режиме VR-образовательные среды. 2019: 1-6.
9. Рассел Дж. А., Вайс А., Мендельсон Г. А. Сетка аффектов: шкала удовольствия и возбуждения. Журнал "Личность и социальная психология". 1988: 493– 502. DOI: 10.1037 / 0022- 3514.57.3.493.
10. Бусейн В. Электродермальная активность. Нью-Йорк: Спрингер. 2012 г.
11. Харди М., Вибе Э.Н., Графсгаард Дж. Ф., Бойер К. Э., Лестер Дж. К. Физиологические реакции на События во время обучения используют проводимость кожи для информирования будущих систем адаптивного обучения. Материалы ежегодного собрания Общества по человеческому фактору и эргономике. 2013: 2101– 2105. DOI: 10.1177 / 1541931213571468.
12. Эшби Ф. Г., Айзен А. М., Туркен А. У. Нейропсихологическая теория положительного аффекта и его влияние на познание. Психологический обзор. 1999; 106 (3): 529-550. DOI: 10.1037 / 0033-295x.106.3.529.
13. Лалмас М., О’Брайен Х., Йом-Тов Э. Измерение вовлеченности пользователей. Синтез лекций по информационным концепциям, поиску и услугам. 2015: 11-58.
14. Графсгаард Дж. Ф., Бойер К. Э., Вибе Э. Н., Лестер Дж. К. Анализ позы и аффекта в Целевом обучении. Искусственный интеллект. Труды 25-ой Флоридской Конференции Общества исследования Искусственного интеллекта. 2012: 438-443.
15. Пекрун Р., Гетц Т., Титц В., Перри Р. Академические эмоции саморегулируемых студентов обучение и достижения: программа качественных и количественных исследований. Педагогический психолог. 2002. 37 (2): 91–105. DOI: 10.1207 / s15326985ep3702_4.
16. Воронина А.А., Шабалина О.А., Катаев А.В. Методы оценки вовлеченности пользователей интерактивных приложений. ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. 2019;4 (14):70-74.
17. Ребело Ф., Норьега П., Дуарте Э., Соареш М. Использование виртуальной реальности для оценки пользовательского опыта. Человеческий фактор: журнал общества человеческого фактора и эргономики. 2012; 54 (6): 964- 982. DOI: 10.1177 / 0018720812465006.
Ключевые слова: вовлеченность, оценка вовлеченности, качество обучающего по, обучающая система, online-оценка вовлеченности, адаптивная обучающая игра
Для цитирования: Шабалина О.А., Катаев А.В., Воронина А.А. Адаптация к вовлеченности пользователя в адаптивной обучающей игре. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(2). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2020/05/ShabalinaSoavtori_2_20_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2020.29.2.035
Опубликована 30.06.2020