Критерии оценивания качества образовательной деятельности в контексте ее объективизации
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Критерии оценивания качества образовательной деятельности в контексте ее объективизации

idПолетайкин А.Н. Канев В.С.  

УДК 007 : 378.14
DOI: 10.26102/2310-6018/2021.32.1.018

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

В статье рассматривается проблема объективизации образовательной деятельности на примере организации образовательной программы высшего образования. Рассмотрена структура неопределенности образовательной деятельности как комплексной в контексте ее рекурсивности и внешнего дополнения. Показано, что значительная доля неопределенности, имеющей место в процессе организации образовательной программы, является измеримой и частично устранимой посредством регуляризации за счет применения гибридного математического моделирования. Для исследования этой проблемы разрабатывается математическая модель для измерения субъективности задач организации образовательной программы. При этом субъективность понимается как доля участия субъекта деятельности в задачах организации образовательной программы на всех этапах ее жизненного цикла. Системное исследование процесса регуляризации образовательной деятельности позволило обнаружить в применении к ней познавательный контекст математического моделирования. Эта дескриптивная функция моделирования наиболее ярко проявляется в объективизации решения задач организации образовательной программы именно в условиях планомерной регуляризации. Проведенное в СибГУТИ экспертное исследование позволило измерить степень объективизации и дескриптивизации образовательной деятельности и определить многократное их возрастание в процессе регуляризации на фоне повышения достоверности и точности результатов обучения, а также оперативности решения большинства задач организации образовательной программы. В результате обнаружены и формализованы критерии регуляризации образовательной деятельности.

1. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. М.: Эгвес. 2009.

2. Диев В.С. Исторический контекст управленческих решений в российской науке и высшей школе. Высшее образование в России. 2014;7:31-36.

3. Участие в управлении университетом : научное издание. СПб.: Норма. 2016.

4. Sahlberg Pasi. Education Reform for Raising Economic Competitiveness. Journal of Educational Change. Springer. 2006;7(4):259-287

5. Белов М.В., Новиков Д.А. Методология комплексной деятельности. М.: Ленанд. 2018.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд. - М.: Азбуковник. 1999.

7. Новиков Д.А. Классификация систем управления. Проблемы управления. 2019;4:27-42.

8. Il’ina T.S., Kanev V.S., Polietaikin A.N. Neoclassical Approach to Objectivization of Competency Assessment. International Multi-Conference on Engineering, Computer and Information Sciences, SIBIRCON. 2017:72-76.

9. Фадеева Л.А. Современный университет: конфликт ценностей и моделей. Человек. Сообщество. Управление. 2015;16(4):102-116.

10. Сизов В.С., Маури А.А. Форсайт-исследование системы образования России: угрозы, вызовы, возможности. Киров: ВСЭИ. 2015.

11. Finogeev A., Fionova L. Elaboration of automated systems for development of professional competence. Research Journal of Applied Sciences. 2015;10:1.

12. Shavelson Richard J. On the measurement of competency. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2010;2(1):41-63.

13. Шиповалова Л.В. Объективность как научная ценность и добродетель: условия и возможности. Альманах «Дискурсы этики». 2014;4(9) / 2015;1(10):95–110.

14. Положение о контактной работе обучающихся с педагогическими работниками при организации образовательного процесса по образовательным программам высшего образования в СибГУТИ. Доступно по: http://www.uisi.ru/uisi/general/structure/3/2017/Polojenie%20o%20kontaktnoi%20rabote.pdf (дата обращения: 27.10.2020).

15. Галисон П., Дастон Л. Объективность. М.: Новое литературное обозрение. 2018

16. Daston, L., Galison, P. The Image of Objectivity. Representation 40, Special Issue: Seeng Sciense. 1992;81-128.

17. Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень. Тюменский научный центр СО РАН. 1992.

18. Shevtsova Y.V., Kanev V.S., Poletaikin A.N. and Kuleshova N.V. Optimizing Risk-Free Model of Development of Educational Organization Based on Modified Risk Thermometer. 2019 15th International Asian School-Seminar Optimization Problems of Complex Systems, Novosibirsk, Russia. 2019;68-72.

Полетайкин Алексей Николаевич
кандидат технических наук, доцент
Email: alex.poletaykin@gmail.com

WoS | Scopus | ORCID | РИНЦ |

ФБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
кафедра информационных технологий

Краснодар, Российская Федерация

Канев Валерий Семенович
доктор технических наук, профессор
Email: kanev@ngs.ru

WoS | Scopus | РИНЦ |

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
кафеда математического моделирования бизнес-процессов

Новосибирск, Российская Федерация

Ключевые слова: образовательная деятельность, измеримая неопределенность, организация профессиональной образовательной программы, субъективность, объективность, дескриптивность, критерии регуляризации, экспертные оценки

Для цитирования: Полетайкин А.Н. Канев В.С. Критерии оценивания качества образовательной деятельности в контексте ее объективизации. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021;9(1). Доступно по: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=909 DOI: 10.26102/2310-6018/2021.32.1.018

693

Полный текст статьи в PDF