Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа в снежном (пыльном) вихре
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа в снежном (пыльном) вихре

idМашков В.Г., Малышев В.А. 

УДК УДК [621.396.96+53.082.74]
DOI: 10.26102/2310-6018/2021.32.1.027

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Наиболее сложным и опасным элементом полета воздушного судна вертолетного типа является посадка, а ее выполнение на неподготовленную площадку в условиях недостаточной видимости – одна из ключевых проблем. Посадка на неподготовленную (неразведанную, необорудованную) площадку может быть вызвана необходимостью доставки грузов, боеприпасов в боевых условиях, поисково-спасательными операциями, эвакуацией раненных и т. д. Пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений. При посадке на заснеженный или сухой грунт из-за воздушной струи от несущего винта вертолета поднимается твердая взвесь, что критически снижает горизонтальную и вертикальную видимость и может привести к неправильной оценке экипажем пространственного положения вертолета относительно земли. Кроме того незамеченными могут остаться препятствия в зоне посадки (крупные камни, подвижные и неподвижные объекты). Вместе с тем, при недостаточной освещенности или в сложных метеорологических условиях в зоне посадки могут находиться здания, сооружения, мачты линии электропередач, деревья, кустарники и т. д. Выполнение посадки вертолета на пыльную, песчаную или заснеженную площадку может сопровождаться созданием вокруг него пыльного или снежного вихря, который ухудшают видимость и снижает или исключает возможность визуального захода на посадку. Предложенный способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа в снежном вихре в Арктической зоне относится к области авиации, в частности, к системам обеспечения безопасности посадки воздушного судна вертолетного типа и может быть использован при разработке систем управления посадкой воздушного судна вертолетного типа на неподготовленную (необорудованную, неразведанную) площадку в условиях недостаточной информативности закабинного пространства о пространственном положении как для ручного, так и для автоматического управления.

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № Пр-683). Доступно по: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения 22.12.2020).

2. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (утв. Президентом Российской Федерации от 05 марта 2020 г. № Пр-164). Доступно по: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255 (дата обращения 08.01.2021).

3. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (утв. Президентом Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № Пр-645). Доступно по: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения 22.12.2020).

4. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 года № 1064). Доступно по: http://government.ru/docs/29164/ (дата обращения 22.12.2020).

5. Милославский В.Г. Освоение российской Арктики и арктических территорий: потенциал, конкуренция и проблематика. Молодой ученый. 2017;18:157–161. Доступно по: https://moluch.ru/archive/152/43047 (дата обращения 27.09.2019).

6. Полеты в горах. Доступно по: http://pandia.ru/text/80/087/4072-3.php (дата обращения: 07.12.2017).

7. Index of /performance/illustrations/Airbus__Helicopters/Caracal-EC725. Доступно по: http://www.blueskyrotor.com/performance/illustrations/Airbus__Helicopters/Caracal-EC725/landing_in_snow.jpg (дата обращения: 06.03.2021).

8. Министерство обороны Российской Федерации. Вихрь из снега и пара окутывает вертолет Ми-8АМТШ. Доступно по: https://twitter.com/mod_russia/status/1096665481413570560/photo/1 (дата обращения: 06.03.2021).

9. Farnborough Air Show. Israel Aerospace Industries Gets Helo Safety into the Mix. Доступно по: https://www.ainonline.com/aviation-news/aerospace/2014-07-15/iai-gets-helo-safety-mix (дата обращения: 06.03.2021).

10. Китаев А. Винтокрылые в песках. Доступно по: https://fotosn.ru/2019/12/12/винтокрылые-в-песках/ (дата обращения 10.12.2020).

11. Посадка. Доступно по: https://studopedia.su/16_ 21971_posadka.html (дата обращения 07.12.2017).

12. Приказ Министра обороны РФ от 24 сентября 2004 г. № 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации». Доступно по: https://base.garant.ru/187535/ (дата обращения 11.03.2021).

13. Пат. 2061624 Российская Федерация, МПК B64C 19/00. Способ автоматической посадки самолета. И.Ф. Баныкин, В.Н. Глот, В.С. Луняков, П.А. Савельев, И.Б. Скорова, А.К. Тетсман, В.П. Харьков, А.Ф. Якушев; заявитель Баныкин И.Ф., Глот В.Н., Луняков В.С., Савельев П.А., Скорова И.Б., Тетсман А.К., Харьков В.П., Якушев А.Ф., патентообладатель Глот В.Н. № 93026338/11; заявл. 11.05.1993; опубл. 10.06.1996.

14. Особенности взлетов и посадок на пыльных, песчаных или заснеженных площадках. Доступно по: http://www.svvaul.ru/component/k2/600-osobennosti-vzletov-i-posadok-na-pylnykh-peschanykh-ili-zasnezhennykh-plosh chadkakh (дата обращения 20.11.2020).

15. Приказ Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Доступно по: https://base.garant.ru/196235/ (дата обращения 11.03.2021).

16. Пат. 2707275 Российская Федерация, МПК G01S 13/94. Способ выбора площадки для посадки воздушного судна вертолетного типа / Машков В.Г., Малышев В.А.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). № 2019100117; заявл. 09.01.2019; опубл. 26.11.2019, Бюл. № 33.

17. Пат. 2737761 Российская Федерация, МПК G01S 13/94. Способ оценки возможности посадки воздушного судна вертолетного типа на водоем со снежно-ледяным покровом. Машков В.Г., Малышев В.А., Прохорский Р.А.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). № 2019138650; заявл. 28.11.19; опубл. 02.12.2020, Бюл. № 34.

18. Заявка на патент Российская Федерация, МПК B64C 19/00. Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа. Машков В.Г.; заявитель и патентообладатель ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж). № 2020144296; заявл. 29.12.2020.

Машков Виктор Георгиевич
кандидат технических наук, доцент
Email: mvgblaze@mail.ru

ORCID | РИНЦ |

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно- воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия

Воронеж, Россия

Малышев Владимир Александрович
доктор технических наук, профессор
Email: vamalyshev@list.ru

РИНЦ |

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно- воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, Россия

Воронеж, Россия

Ключевые слова: снежный вихрь, снежно-ледяной покров, заснеженная площадка, пространственное положение, недостаточная информативность закабинного пространства, воздушное судно вертолетного типа.

Для цитирования: Машков В.Г., Малышев В.А. Способ оценки пространственного положения воздушного судна вертолетного типа в снежном (пыльном) вихре. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021;9(1). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=947 DOI: 10.26102/2310-6018/2021.32.1.027

979

Полный текст статьи в PDF

Опубликована 31.03.2021