Концепция построения телекоммуникационной подсистемы системы управления движением пассажирских судов в городе Москве
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Концепция построения телекоммуникационной подсистемы системы управления движением пассажирских судов в городе Москве

idШахнов С.Ф., idСмоленцев С.В., idБуцанец А.А., idИванова А.А.

УДК 621.396, 656.629
DOI: 10.26102/2310-6018/2024.44.1.023

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Возрастающая плотность движения водного транспорта в Москве требует упорядочения движения многочисленных туристических, прогулочных и рейсовых судов, а также обеспечения необходимого уровня безопасности пассажирских перевозок. Создаваемая Правительством города Москвы система организации движения пассажирских судов (СОД ПС) призвана решить указанные проблемы в акватории центрального бьефа города Москвы между шлюзами № 9 и № 10. В статье разработана концепция СОД ПС для города Москвы на основе инженерно-кибернетического подхода. Обоснован выбор системы высшего уровня (мета-системы), требованиям которой должна удовлетворять проектируемая система. Представлена структурная схема СОД ПС, включающая в себя пять подсистем. Рассмотрены факторы, определяющие свойства проектируемой системы, и ограничения, влияющие на функционирование СОД ПС. Разработанная концепция СОД ПС для города Москвы позволила выделить рациональную структуру телекоммуникационной подсистемы, формирующую каналы для мониторинга и управления элементами СОД ПС и осуществляющую обмен информацией между ними, а также между СОД ПС и внешними системами, и определить ее задачи. Описаны каналы связи, входящие в состав подсистемы телекоммуникации. Представлены внешние и внутренние факторы, способные повлиять на функционирование проектируемой СОД ПС и ее подсистемы телекоммуникации. Обоснована необходимость ввода в проектируемую СОД ПС модуля расчета точки встречи судов под мостами. Описаны способы передачи аварийных сигналов между СОД ПС и внешними системами. Представлен пример расстановки ретрансляторов УКВ-связи вдоль пассажирского маршрута № 1 на изгибах реки. Сделан вывод об оптимальности структуры подсистемы телекоммуникации, которая обеспечивает выполнение поставленных задач при минимизации привлекаемых ресурсов.

1. Шахнов С.Ф., Рудых С.В. Концепция построения подсистемы телекоммуникации дистанционно пилотируемого морского буксира. Качество. Инновации. Образование. 2022;(6(182)):60–68. DOI: 10.31145/1999-513x-2022-6-60-68

2. Шахнов С.Ф., Смоленцев С.В., Буцанец А.А., Иванова А.А. Концепция построения подсистемы телекоммуникации системы управления движением пассажирских судов в крупных туристических центрах России. Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2023;15(6):52–58. DOI: 10.36724/2409-5419-2023-15-6-52-58

3. Курносов В.И., Лихачев A.M. Методология проектных исследований и управления качеством сложных технических систем электросвязи. СПб.: Тирекс; 1999. 496 с.

4. Karetnikov V.V., Shakhnov S.F., Brodsky E.L. Concept for Construction of Unmanned Ferry Lines on Russia’s Inland Waterways. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. IOP Publishing, 2022;988(4):042057. DOI: 10.1088/1755-1315/988/4/042057

5. Shakhnov S.F., Karetnikov V.V., Butsanets A.A., Sazonov A.E. The concept of introducing a decision support system into the structure of the vessel traffic management system. Transportation Research Procedia. 2023;68:363–371. DOI: 10.1016/j.trpro.2023.02.049

6. Сикарев И.А. Помехоустойчивость и функциональная устойчивость автоматизированных идентификационных систем мониторинга и управления на речном транспорте. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та; 2010. 142 с.

7. Комплексная информационная система мониторинга речного транспорта на водных путях города Москвы: руководство пользователя. М.: ЦОДД; 2021. 40 с.

8. Карта реки Москвы. М.: ГБУ Волго-Балт; 2005. 41 с.

9. Дворников С.С., Дворников С.В., Леонов Д.М., Махфуд М.Г. Эффективность функционирования локальных радиосетей в сложной радиоэлектронной обстановке. Информация и космос. 2023;(1):29–34.

10. Столбинский Д.В., Бем П.П., Андреев В.А., Матвеев Д.В. Воздействие внешних условий на работоспособность радиоэлектронных средств. Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2023;15(2):18–22. DOI: 10.36724/2409-5419-2023-15-2-18-22

11. Иванова А.А., Шахнов С.Ф., Буцанец А.А. Оценка влияния индустриальных помех при построении системы контроля и управления речной локальной дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС/GPS. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2019;11(3):509–518. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-3-509-518.

12. Буцанец А.А., Ксенофонтов Н.М., Волкова Т.А. Исследование проблемы построения автоматизированной системы управления для обеспечения безопасного пропуска безэкипажных судов через судоходные шлюзы. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2023;15(6):1115–1129. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-6-1115-1129.

13. Гарибин П.А., Егоров С.В., Буцанец А.А. Некоторые проблемы обследования плавучих причалов яхтенных марин. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2023;15(5):783–797. DOI: 10.21821/2309-5180-2023-15-5-783-797.

14. Будко Н.П., Аллакин В.В., Каретников В.В. Метод передачи аварийных сигналов на распределенной информационно-телекоммуникационной сети Росморречфлота. Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2023;15(2):10–17. DOI: 10.36724/2409-5419-2022-15-2-10-17.

15. Пшеничников А.П., Короткова В.И., Поскотин Л.С. Перспективные инфокоммуникационные технологии и сетевые услуги. Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2023;15(3):57–64. DOI: 10.36724/2409-5419-2023-15-3-57-64

16. Ясинский С.А., Романенко П.Г., Султанов Р.С., Филин А.В., Мережко Ю.А., Филин Ф.В. Подход к моделированию структурной устойчивости транспортных направлений телекоммуникационной сети. Информация и космос. 2023;(3):26–32.

17. Шахнов С.Ф., Иванова А.А. Построение системы контроля и управления функциональным дополнением ГНСС ГЛОНАСС/GPS с подсистемой оповещения. Транспортное дело России. 2019;(5):160–162.

Шахнов Сергей Федорович
доктор технических наук, доцент

WoS | Scopus | ORCID | РИНЦ |

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Смоленцев Сергей Викторович
доктор технических наук, профессор

WoS | Scopus | ORCID | РИНЦ |

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Буцанец Артем Александрович
кандидат технических наук

WoS | Scopus | ORCID | РИНЦ |

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Иванова Александра Анатольевна

WoS | Scopus | ORCID | РИНЦ |

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ключевые слова: телекоммуникационная подсистема, система организации движения пассажирских судов, акватория Москвы, инженерно-кибернетический подход, канал связи, центр организации дорожного движения Правительства Москвы, АИС, АРМ оператора

Для цитирования: Шахнов С.Ф., Смоленцев С.В., Буцанец А.А., Иванова А.А. Концепция построения телекоммуникационной подсистемы системы управления движением пассажирских судов в городе Москве. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(1). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1518 DOI: 10.26102/2310-6018/2024.44.1.023

196

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 16.02.2024

Поступила после рецензирования 06.03.2024

Принята к публикации 20.03.2024

Опубликована 31.03.2024