Ключевые слова: интеллектуальная поддержка принятия решений, ассистент тьютора, интеллектуальный анализ отзыва, управление онлайн обучением, работа со свободным ответом, онлайн курс
Метод интеллектуальной поддержки принятия решений при формировании группы ассистентов тьютора для проверки работ со свободным ответом при управлении онлайн обучением
УДК 519.816, 81`322.2
DOI: 10.26102/2310-6018/2024.47.4.031
Несмотря на привлекательность массовых открытых онлайн курсов для обучающихся, лишь небольшая часть последних доходит до финишной прямой. Такая ситуация возникает из-за действия различных неблагоприятных факторов на процесс обучения. Дополнительный персонал и «умные» ассистенты (образовательные чат-боты) используются для ослабления влияния данных факторов, оказывая помощь тьюторам при управлении онлайн обучением. Ассистенты тьютора привлекаются для проверки работ со свободным ответом и выявления проблем курса, связанных с его контентом, а образовательные чат-боты – для «ведения» студентов по курсу и организации взаимодействий между ними. При каждом запуске онлайн курса тьютор стоит перед выбором группы наиболее подходящих ассистентов. В существующих исследованиях при данном выборе принимаются во внимание различные параметры ассистентов, такие как оценки, мотивация, манера общения и др. Тем не менее, в первых не учитывается способность ассистентов правильно оценивать и комментировать выполнение работ со свободным ответом. Для устранения данного пробела в статье предлагается метод интеллектуальной поддержки принятия решений при формировании группы ассистентов тьютора для проверки таких работ. Метод был апробирован на одной из лабораторных работ по курсу «Моделирование» и позволил сформировать группу ассистентов, способных корректно ее оценивать.
1. Liyanage N.G.L.S.J., Sandamali K.A.D., Fernando W.M.A.P.S. Systematic review on high dropout rates in MOOCs – reasons and solutions. In: Proceeding of the Open University Research Sessions (OURS 2023), 09–10 November 2023, Nawala, Sri Lanka. URL: https://ours.ou.ac.lk/wp-content/uploads/2024/01/ID-121-OURS-2023.pdf
2. Han S., Lee M.K. FAQ chatbot and inclusive learning in massive open online courses. Computers & Education. 2022;179. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104395
3. Touimi Y.B., Hadioui A., Faddouli N.E., Bennani S. Intelligent Chatbot-LDA Recommender System. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020;15(20):4–20. https://doi.org/10.3991/ijet.v15i20.15657
4. Mzwri K., Turcsányi-Szabó M. Chatbot Development using APIs and Integration into the MOOC. Central-European Journal of New Technologies in Research, Education and Practice. 2023;5(1):18–30. https://doi.org/10.36427/CEJNTREP.5.1.5041
5. Zobel T. Smart Assistant for MOOCs: Enhancing Learner Support and Accessibility. In: Responsive and Sustainable Educational Futures: 18th European Conference on Technology Enhanced Learning, EC-TEL 2023: Proceedings, 04–08 September 2023, Aveiro, Portugal. Cham: Springer; 2023. URL: https://ceur-ws.org/Vol-3539/paper6.pdf
6. Bozkurt A., Kilgore W., Crosslin M. Bot-teachers in hybrid massive open online courses (MOOCs): A post-humanist experience. Australasian Journal of Educational Technology. 2018;34(3):39–59. https://doi.org/10.14742/ajet.3273
7. Pappagallo S. Chatbots in Education: A Dual Perspective on Innovation and Ethics. Journal of Digital Pedagogy. 2024;3(1):3–10. https://doi.org/10.61071/JDP.2420
8. Latypova V., Martynov V., Turganov A. Decision Support System in Online Training Process Management for Implementing Complex Open Ended Assignments in Engineering Education. In: 2020 V International Conference on Information Technologies in Engineering Education (Inforino), 14–17 April 2020, Moscow, Russia. IEEE; 2020. pp. 1–5. https://doi.org/10.1109/Inforino48376.2020.9111821
9. Latypova V. Automated System for Checking Works with Free Response Using Intelligent Tutor’s Comment Analysis in Engineering Education. In: 2022 VI International Conference on Information Technologies in Engineering Education (Inforino), 12–15 April 2022, Moscow, Russia. IEEE; 2022. pp. 1–5. https://doi.org/10.1109/Inforino53888.2022.9782966.
10. Ponce E., Srinath S., Allegue L. Integrating Community Teaching in MOOCs. In: EMOOCs 2021. Potsdam: Universitätsverlag Potsdam; 2021. pp. 95–109. https://doi.org/10.25932/publishup-51712
11. Ntourmas A., Avouris N., Daskalaki S., Dimitriadis Y. Teaching assistants’ interventions in online courses: a comparative study of two massive open online courses. In: PCI '18: Proceedings of the 22nd Pan-Hellenic Conference on Informatics, 29 November 2018 – 01 December 2018, Athens, Greece. New York: Association for Computing Machinery; 2018. pp. 288–293. https://doi.org/10.1145/3291533.3291563
12. Cross J.S., Nagahama T., Murota M., Goto S. Tokyo Tech Graduate Student Teaching Assistant Online Course Development Program. Journal of JSEE. 2021;69(6):6_59–6_64. https://doi.org/10.4307/jsee.69.6_59
13. Sun Y. Action Research on Teaching Assistant Program for Business English Major Courses-Taking Integrated Business English as an Example. In: Proceedings of the 2018 2nd International Conference on Education Science and Economic Management (ICESEM 2018), 25–26 August 2018, Xiamen, China. Atlantis Press; 2018. pp. 855–858. https://doi.org/10.2991/icesem-18.2018.199
14. Hadibarata T., Hidayat T., Kwabena J. The Use of Scoring Rubrics in University. Acta Pedagogia Asiana. 2024;3(1):1–12.
15. Ye X. Learning to Rank Reviewers for Pull Requests. IEEE Access. 2019;7:85382–85391. https://doi.org/10.1109/ACCESS.2019.2925560
16. Латыпова В.А. Метод поддержки принятия решений при многокритериальном выборе рецензентов с использованием интегральной оценки и методов обработки естественного языка в научном журнале. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(4). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2023.43.4.035
Ключевые слова: интеллектуальная поддержка принятия решений, ассистент тьютора, интеллектуальный анализ отзыва, управление онлайн обучением, работа со свободным ответом, онлайн курс
Для цитирования: Латыпова В.А. Метод интеллектуальной поддержки принятия решений при формировании группы ассистентов тьютора для проверки работ со свободным ответом при управлении онлайн обучением. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(4). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1769 DOI: 10.26102/2310-6018/2024.47.4.031
Поступила в редакцию 08.12.2024
Поступила после рецензирования 18.12.2024
Принята к публикации 18.12.2024