Планирование маршрутов судов через акватории с интенсивным движением
Работая с сайтом, я даю свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта обрабатывается системой Яндекс.Метрика
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Планирование маршрутов судов через акватории с интенсивным движением

idГриняк В.М., Шуленина А.В.,  Прудникова Л.И.,  Девятисильный А.С. 

УДК 004.8
DOI: 10.26102/2310-6018/2021.33.2.018

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности движения судов на морских акваториях. Рассматривается задача планирования маршрута перехода судна через акватории с интенсивным движением, которая представляется актуальной, в том числе в свете перспективного развития беспилотных морских транспортных средств. При движении через акватории с установленными путями планирование маршрута перехода судна следует осуществлять с учетом заданных ограничений. Возможным путем идентификации этих ограничений является выделение паттернов движения конкретной морской акватории из ретроспективной информации о ее трафике. Модельные представления такой задачи могут быть сформулированы на основе идеи о кластеризации параметров движения судов. В основу модели задачи планирования маршрута положен поиск кратчайшего пути на взвешенном графе. Предлагается несколько способов построения такого графа: регулярная сетка вершин и ребер, слоистая сетка вершин и ребер, случайная сетка вершин и ребер, вершины и ребра на основе ретроспективных данных. Вес ребер предлагается задавать как функцию «желательности» того или иного курса судна для каждой точки акватории с учетом выявленных паттернов движения. Для этого акватория разбивается на участки, и для каждого из них выполняется кластеризация курсов и скоростей. В работе обсуждаются возможные методы кластеризации, делается выбор в пользу субтрактивной кластеризации, не требующей предварительного задания количества кластеров. Источником данных о трафике акватории могут служить сервисы Автоматической идентификационной системы. В работе показана возможность использования данных АИС, доступных на специализированных интернет-ресурсах. Несмотря на «разреженность» этих данных, они хорошо отражают сводные особенности трафика акваторий. Приведены примеры планирования маршрутов перехода через Сангарский пролив и Токийский залив.

Ключевые слова: безопасность судовождения, интенсивность движения, траектория движения, кластеризация, трафик акватории, автоматическая идентификационная система

Для цитирования: Гриняк В.М., Шуленина А.В., Прудникова Л.И., Девятисильный А.С. Планирование маршрутов судов через акватории с интенсивным движением. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2021;9(2). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=980 DOI: 10.26102/2310-6018/2021.33.2.018

851

Полный текст статьи в PDF

Поступила после рецензирования 29.07.2021

Принята к публикации 30.07.2021

Опубликована 30.06.2021