Мобильное приложение для развития лидерских качеств с интеллектуальной индивидуализацией траектории обучения
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Мобильное приложение для развития лидерских качеств с интеллектуальной индивидуализацией траектории обучения

idКузьмин А.К. idПиминов Д.А. idКумова С.В. idКузнецова К.Д. idДубова М.С.

УДК 004.67
DOI: 10.26102/2310-6018/2024.46.3.028

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

В статье рассматривается разработка мобильного игрового приложения для формирования и развития лидерских качеств у школьников старших классов, студентов колледжей и техникумов. Обучающее игровое приложение соответствует концепции «инновационной образовательной технологии», то есть включает в себя комплекс из трех взаимосвязанных составляющих: современное содержание, современные методы обучения, современная цифровая инфраструктура обучения. Разработанное мобильное приложение позволяет системно развивать такие лидерские качества, как уверенность в себе, ответственность, умение планировать время, креативность, умение действовать в ситуации неопределенности, целеустремленность. В основе логики приложения заложен принцип формирования индивидуальной образовательной траектории. Для построения индивидуальных траекторий обучения для каждого пользователя используется нейросетевая кластеризация анкетных данных. То есть при генерации индивидуальных траекторий развития лидерских качеств используются не только методы анкетирования, но и результат применения к совокупности анкет методов кластеризации. Для кластеризации используются самоорганизующиеся карты Кохонена. Получаемое разбиение на кластеры проанализировано экспертами, выявлено несколько четко обозначенных кластеров, для каждого из которых составлена модель индивидуального изменения траектории развития лидерских качеств. В результате экспертного анализа результатов кластеризации было выделено семь кластеров. Совместно с экспертами составлено описание каждого кластера.

1. Серов А.Г. Развитие лидерских качеств у подростков на основе ситуационного подхода. Карельский научный журнал. 2015;(1):67–69.

2. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. Педагогическое образование и наука. 2007;(2):53–57.

3. Менегетти А. Практикум лидера. Москва: Онтопсихология; 2010. 192 с.

4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. Москва: Aкадемия; 2005. 288 с.

5. Гудвин Дж. Исследование в психологии: Методы и планирование. Санкт Петербург: Питер; 2004. 558 с.

6. Дубова М.С., Кумова С.В., Кузьмин А.К., Струбалин П.В. Применение нейросетевой кластеризации данных в задаче развития лидерских качеств школьников. В сборнике: Проблемы управления в социально-экономических и технических системах: Сборник научных статей: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции, 14–15 апреля 2022 года, Саратов, Россия. Саратов: Издательский центр «Наука»; 2022. С. 138–142.

7. Баюк Д.А., Баюк О.А., Берзин Д.В. и др. Практическое применение методов кластеризации, классификации и аппроксимации на основе нейронных сетей. Москва: Прометей; 2020. 448 с.

8. Kohonen T. Self-Organizing Maps. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag; 2001. 502 p. https://doi.org/10.1007/978-3-642-56927-2

9. Моргунов Е.П. PostgreSQL. Основы языка SQL. Санкт Петербург: БХВ-Петербург; 2018. 336 с.

10. Хокинг Д. Unity в действии. Мультиплатформенная разработка на C#. Санкт Петербург: Питер; 2016. 336 с.

Кузьмин Алексей Константинович
кандидат технических наук, доцент

WoS | Scopus | ORCID |

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Саратов, Россия

Пиминов Дмитрий Алексеевич

ORCID |

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Саратов, Россия

Кумова Светлана Валентиновна
кандидат политических наук, доцент

ORCID | РИНЦ |

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Саратов, Россия

Кузнецова Ксения Дмитриевна

WoS | Scopus | ORCID |

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Саратов, Россия

Дубова Маргарита Сергеевна

ORCID |

Школа дополнительного образования «Школа Лидеров Смарт»

Саратов, Россия

Ключевые слова: кластеризация, сеть Кохонена, лидерские качества, индивидуализация траектории обучения, мобильное приложение

Для цитирования: Кузьмин А.К. Пиминов Д.А. Кумова С.В. Кузнецова К.Д. Дубова М.С. Мобильное приложение для развития лидерских качеств с интеллектуальной индивидуализацией траектории обучения. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(3). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1597 DOI: 10.26102/2310-6018/2024.46.3.028

45

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 28.08.2024

Поступила после рецензирования 10.09.2024

Принята к публикации 25.09.2024

Опубликована 30.09.2024