Ключевые слова: цифровизация, организационная система, структурное моделирование, управление, оптимизация, прогнозирование
Структурное моделирование информационного взаимодействия производителей и потребителей в цифровизированной организационной системе
УДК 681.3
DOI: 10.26102/2310-6018/2025.51.4.042
В работе исследуется оптимизация управления цифровизированной организационной системой (ЦОС) через призму информационного взаимодействия участников процесса заказа. Основное внимание уделено разработке структурной модели системы и алгоритма принятия управленческих решений. Структурная модель организационной системы определяется связями, реализуемыми через среду информационного взаимодействия управляющего центра с объектами производителей, потребителей и агрегаторов. Указанные связи характеризуются количественными значениями показателей эффективности и ресурсов ЦОС, одна часть которых устанавливается в качестве требований, а другая – фиксируется в определенные периоды времени при проведении мониторинга. Структурная модель процесса принятия управленческих решений, во-первых, определяется сочетанием экспертного режима и режима интеллектуальной поддержки, во-вторых – двумя стадиями функционирования и развития при заданном горизонте планирования. Для этих режимов и стадий обоснованы модули управления по распределению ресурсов: между информационными потоками потребителей при формировании заказа; эргатических элементов между неэргатическими элементами ЦОС при выполнении заказа; в условиях развития ЦОС с заданным горизонтом планирования. Интеллектуальная поддержка принятия управленческих решений осуществляется путем интеграции оптимизационного, прогностического моделирования и экспертного оценивания. Основой управления распределением ресурса между информационными потоками является оптимизационная параметрическая модель, а ресурса эргатических элементов – многоальтернативная оптимизационная модель. Для принятия решения по распределению ресурсов развития ЦОС рассмотрено применение прогностических моделей, сформированных путем машинного обучения по данным ретроспективного мониторинга.
1. Мрочковский Н.С., Ляндау Ю.В., Пушкин И.С., Кривоногов Е.А. Основные тенденции цифровой трансформации бизнеса. Экономика и предпринимательство. 2019;(4):89–91.
2. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса. Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. Москва: Альпина Паблишер; 2019. 257 с.
3. Корчагин С.Г., Рындин А.А., Рындин Н.А. Управление в организационных системах на основе цифровых технологий. Воронеж: Научная книга; 2025. 248 с.
4. Гретченко А.И., Горохова И.В. Цифровая платформа: новая бизнес-модель в экономики России. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2019;(1):62–72. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-1-62-72
5. Назаров В.А. Развитие новых информационных технологий, обеспечивающих эффективное функционирование электронного бизнеса. Экономика и социум: современные модели развития. 2017;(15):54–66.
6. Сидорова О.В. Виды и организационные модели электронной коммерции в современной экономике. Креативная экономика. 2012;(1):95–100.
7. Львович Я.Е., Преображенский Ю.П., Пупыкин А.Н. Оптимизация управления функцией выполнения заказа потребителей в цифровизированной организационной системе их взаимодействия с производителями. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(1). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2025.48.1.043
8. Львович И.Я. Принятие решений на основе оптимизационных моделей и экспертной информации. Воронеж: Научная книга; 2023. 231 с.
9. Львович Я.Е., Пупыкин А.Н. Интеллектуализация управления в организационных системах с цифровым концентратором результатов деятельности на основе оптимизационного моделирования. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(2). https://doi.org/10.26102/2310-6018/2024.45.2.018
10. Донской В.И. Интеллектуальная оптимизация на основе машинного обучения: современное состояние и перспективы (обзор). Таврический вестник информатики и математики. 2020;(1):32–63. https://doi.org/10.37279/1729-3901-2020-19-1-32-63
Ключевые слова: цифровизация, организационная система, структурное моделирование, управление, оптимизация, прогнозирование
Для цитирования: Пупыкин А.Н. Структурное моделирование информационного взаимодействия производителей и потребителей в цифровизированной организационной системе. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(4). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=2075 DOI: 10.26102/2310-6018/2025.51.4.042
Поступила в редакцию 14.09.2025
Поступила после рецензирования 26.10.2025
Принята к публикации 19.11.2025