Ключевые слова: дистанционное обучение, сбор информации, сбор информации, управление процессом обучения, сложная открытая задача, метод проверки, ситуационное задание
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ
УДК 005.9
DOI: 10.26102/2310-6018/2019.26.3.030
Одним из важных этапов в управлении является этап сбора информации. От полученной при сборе информации зависит эффективность управления. Методы сбора информации зависят от специфики объекта управления. В обучающих системах при управлении процессом обучения основной информацией являются результаты тестирования. Собранная статистика по результатам тестирования является основой для принятия управленческих решений. Проблема возникает, когда в курсе предусмотрено выполнение задач, при проверке решения которых нельзя использовать тесты: сложные открытые задачи. В системах дистанционного обучения и на платформах массовых открытых онлайн курсов для проверки решения таких задач используются различные методы. Последние рассмотрены в данной статье. Выделены классы методов: методы, реализуемые стандартными средствами обучающих систем (самопроверка студентом, взаимопроверка однокурсниками, ручная проверка тьютером или внешними экспертами); методы, реализуемые расширением функционала обучающих систем (ситуационное задание); методы, реализуемые внешними программными средствами (специальные методы под конкретную предметную область). Определена применимость методов для получения информации при управлении процессом дистанционного обучения. Выявлено, что достоверная и полная информация может быть получена лишь при использовании ситуационного задания и специальных методов под конкретную предметную область.
1. Латыпова В.А. Сложные открытые задачи в смешанном и дистанционном автоматизированном обучении // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. С. 58. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3211.
2. Евтушенко К.Н., Сатаров А.В. Автоматизированная проверка лабораторных работ в ТулГУ// Информационные технологии в образовании: III Всерос. науч.-практ. конф. 2011. URL: saratov.ito.edu.ru/2011/section/179/index.html.
3. Тихоненко Т. В. Автоматизация процесса проверки выполнения лабораторных работ // Проблемы современного образования в техническом вузе: материалы III Респ. науч.-метод. конф., Гомель, 31 окт.–1 нояб. 2013 г. Гомель: ГГТУ им. П. О. Сухого, 2013. С. 38-40.
4. Сычев О. А., Пахомов Д. А. Генерация описания регулярного выражения на естественном языке как инструмент помощи составителю регулярного выражения// Известия ВолгГТУ. Вып. 22. 2014. № 25. С. 86-94.
5. Willems C., Meinel C. Online assessment for hands-on cyber security training in a virtual lab // Proceedings of the Global engineering education conference (IEEE EDUCON), 17-20 April 2012, Marrakech, Morocco. IEEE Press, 2012. URL: researchgate.net/profile/Christian_Willems/publications.
6. Латыпова В.А. Методики проверки работ со сложным результатом в условиях смешанного и дистанционного автоматизированного обучения// Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. №3. С. 110. URL: naukovedenie.ru/PDF/170TVN315.pdf .
7. Латыпова В.А. Методики проверки многошаговых задач в условиях смешанного и дистанционного автоматизированного обучения // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. №4. С. 83. URL: naukovedenie.ru/PDF/58TVN415.pdf.
8. Латыпова В.А. Методики проведения и проверки лабораторных работ при смешанном и дистанционном автоматизированном обучении // Инженерный вестник Дона. 2015. №3. С. 35. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3129.
9. Balfour S. Assessing writing in MOOCs: automated essay scoring and calibrated peer review // Research & Practice in Assessment. 2013. Vol. 8. pp 40-48.
10. Tuned models of peer assessment in MOOCs / C. Piech, J. Huang, Z. Chen, C. Do, A. Ng, D. Koller // Proceedings of the 6th Intern. Conf. on Educational Data Mining. July 6-9, Memphis, TN, USA. International Educational Data Mining Society, 2013. pp.153-160.
11. Grading the graders: motivating peer graders in a MOOC / Y. Lu, J. Warren, C. Jermaine, S. Chaudhuri, S. Rixner // 24th Intern. WWW Conf., 2015. URL: www2015.it/documents/proceedings/proceedings/p680.pdf.
12. Wang Y. Focus and attitude in computer-mediated peer assessment: ePortfolios methods in Chinese context // Computational Science – ICCS 2007, 7th International Conf., Beijing, China, May 27 - 30, Proceedings, Part III. Berlin Heidelberg: Springer, 2007. pp. 501-507.
13. Vogelsang T., Ruppertz L. On the validity of peer grading and a cloud teaching assistant system//Proceedings of the 5th Intern. Conf. on Learning Analytics And Knowledge, March 16-20, 2015. N.Y., US: ACM, 2015. pp.41-50.
14. Алексеев С.Н. Компетентностно-ориентированная модель курсового проектирования в вузах МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. СПб, 2011. 23 с.
15. Дятлов Р.Н. Проектирование электронных учебных задач для дистанционной поддержки учебного процесса//Методы обучения и организация учебного процесса в вузе: Материалы IV Всерос. науч.- метод. конф., Рязань, Рязанский гос. радиотехн. ун-т., 2015, с.348-349.
16. Крапивко Ю. А. Представление хода решения задачи в компьютерной обучающей системе // Молодёжь и наука: Сб. материалов VIII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Красноярск: Сиб. фед. ун-т, 2012. URL: conf.sfukras.ru/sites/mn2012/section12.html.
17. Овчаренко О.И., Плаксиенко Е.А. Совершенствование системы проверки компетенций студентов на базе использования современных информационных технологий и ситуационных заданий // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2012. № 1(15). C. 84- 87.
Ключевые слова: дистанционное обучение, сбор информации, сбор информации, управление процессом обучения, сложная открытая задача, метод проверки, ситуационное задание
Для цитирования: Латыпова В.А. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССОМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОВЕРКИ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019;7(3). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2019/09/Latypova_3_19_2.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2019.26.3.030
Опубликована 30.09.2019