ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

idЮсупова Н.И., idСметанина О.Н., idКлимова А.В., idАгадуллина А.И.

УДК 004.8
DOI: 10.26102/2310-6018/2019.27.4.017

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

В статье рассмотрены и проанализированы процессы академической мобильности, показаны особенности каждого вида мобильности, выделены источники данных. Выявлены основные проблемы, возникающие при формировании образовательного маршрута, связанные с обработкой больших объемов информации. Обоснована необходимость автоматизации информационного сопровождения академической мобильности для обеспечения эффективной реализации индивидуального образовательного маршрута, на основе статистических данных. Обзор современного состояния проблемы показал, что в области управления образовательным маршрутом и академической мобильностью недостаточно раскрыты вопросы использования информационной поддержки. Авторами выделен процесс планирования образовательного маршрута в рамках академической мобильности, как наиболее трудоемкий, требующий привлечения знаний экспертов для принятия решений. Предложена организация информационной поддержки путем разработки моделей представления знаний (деревьев решений), основанных на применении продукционных правил вывода для анализа возможных решений при формировании образовательного маршрута. В основу «дерева решений» положены результаты анализа процедуры принятия решений в учебном процессе в рамках каждого вида академической мобильности. Разработанные правила позволяют реализовать в базе знаний опыт и знания экспертов при принятии решений, связанных с академической мобильностью. Разработанная авторами система внедрена в учебный процесс и используется сотрудниками деканата.

1. Altbach P. G., Engberg D. Global Student Mobility: The Changing Landscape. International Higher Education. 2014;77:17-20.

2. Байденко В. И. Многоплановый и системный характер Болонского процесса. Высшее образование в России. 2009;9:120-131.

3. Крылов А. М. Программы двойных и совместных международных дипломов. Высшее образование в России. 2007;5:42-45.

4. Лоренц В. В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск. 2001.

5. Корягина И.А., Королев Г. В. Академическая мобильность в меняющемся мире: российский опыт. Вопросы управления. 2019;2(38). Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-v-menyayuschemsya-mirerossiyskiy-opyt (дата обращения: 30.08.2019).

6. Юрловская И. А., Гучмазова К. П. Индивидуально-образовательный маршрут студентов как механизм индивидуализации образовательного процесса современного педагогического вуза. Интернет-журнал «Мир науки». 2016;4(2). Доступно по адресу: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN216.pdf (дата обращения 29.08.2019).

7. Кармазина Н. В., Федорова Е. Н., Янюшкина Г. М. Особенности реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Современные проблемы науки и образования. 2014;3. Доступно по адресу: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13717 (дата обращения: 08.08.2019).

8. Богатырко А. О. Технология проектирования индивидуально-образовательного маршрута студента. Современные научные исследования и инновации. 2015;2(4). Доступно по адресу: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/48417 (дата обращения: 25.07.2019).

9. Свиридов А. Н., Кириенкова Н. В. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015;19:21–25. Доступно по адресу: http://ekoncept.ru/2015/75271.htm (дата обращения: 25.08.2019).

10. Каплунович С. М. Возможности построения индивидуального образовательного маршрута студента в условиях реализации технологии адаптивного обучения в зоне ближайшего развития. Международный журнал экспериментального образования. 2017;9:50-55.

11. . Арифулина Р. У., Фролова С. В., Ядав Х. С. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в высшей школе: опыт России и Индии. Вестник Мининского университета. 2015;4. Доступно по адресу: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/102/103 (дата обращения 03.08.2019).

12. Тряпицина А. П. Образовательная программа – маршрут ученика. СПб.: Петербургская школа. 1998.

13. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб. 2002;2(3):79-90.

14. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Лопач О. В. Политика международной академической мобильности российской федерации. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015;4(13):108-115.

15. Теплякова О. А. Академическая мобильность как платформа для развития российскоскандинавских отношений. Вопросы российского и международного права. 2016; 11A:58-68.

16. Алексанков А. М., Краснощеков В. В., Мазуренко А. В. Проблемы и перспективы повышения качества программ академической мобильности. Инновационная наука. 2015; 10(3). Доступно по адресу: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-povysheniya-kachestvaprogramm-akademicheskoy-mobilnosti (дата обращения: 29.08.2019).

17. Информационная система «Управление учебным заведением». Доступно по адресу: https://www.hypermethod.ru/ru/info/horizon (дата обращения: 29.08.2019).

18. Информационная система «Управление образовательным процессом». Доступно по адресу: https://www.ibs.ru/public-sector-solutions/university/upravlenie-obrazovatelnymprotsessom/ (дата обращения: 29.08.2019).

19. Программный продукт «1С: Университет». Доступно по адресу: https://solutions.1c.ru/catalog/university/features (дата обращения: 29.08.2019).

20. Система «Галактика Управление Вузом». Доступно по адресу: http://ssg-dv.ru/vuz/ (дата обращения: 29.08.2019).

21. Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования. Человек и Образование. 2012;2(31):41-45.

22. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Доступно по адресу: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (02.08.2019).

23. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.02.2017, № 124 «Об утверждении Порядка перевода обучающихся в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования. Доступно по адресу: https://rg.ru/2017/05/11/minobr-prikaz124-site-dok.html (02.08.2019).

24. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 15.03.2013, № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». Доступно по адресу: https://rg.ru/2013/06/26/minobrnauki-dok.html (02.08.2019)

25. Официальный сайт Высшей Школы Экономики. Доступно по адресу: http://www.hse.ru/ (дата обращения: 29.08.2019).

26. Официальный сайт Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета. Доступно по адресу: http://www.spbstu.ru/ (дата обращения: 29.08.2019).

27. Официальный сайт Казанского государственного технического университета (КГТУ) им. А.Н. Туполева. Доступно по адресу: http://www.kai.ru/ (дата обращения: 29.08.2019).

28. Сметанина О. Н., Климова А. В., Кириллов О. Ю. Разработчик ИОМ. Свидетельство о регистрации программы на ЭВМ. 2018613309. 2018.

29. Юсупова Н. И., Шахмаметова Г. Р., Еникеева К. Р. Модели представления знаний для идентификации опасностей промышленного объекта. Вестник УГАТУ. 2008; 11(1): 91-100.

30. Юсупова Н.И. и др. Поддержка принятия решений с использованием интеллектуальных технологий. Модели и методы представления и использования знаний: лабораторный практикум. Уфа: УГАТУ. 2019.

Юсупова Нафиса Исламовна
доктор технических наук, профессор
Email: yussupova@ugatu.ac.ru

ORCID |

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Уфа, Российская Федерация

Сметанина Ольга Николаевна
доктор технических наук, доцент
Email: smoljushka@mail.ru

ORCID |

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Уфа, Российская Федерация

Климова Александра Вадимовна

Email: alex.klimova.ufa@gmail.com

ORCID |

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Уфа, Российская Федерация

Агадуллина Айгуль Ильдаровна
кандидат технических наук
Email: aygul.agadullina@gmail.com

ORCID |

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

Уфа, Российская Федерация

Ключевые слова: поддержка принятия решений, образовательный маршрут, академическая мобильность, деревья решений, модели представления знаний, продукционные правила

Для цитирования: Юсупова Н.И., Сметанина О.Н., Климова А.В., Агадуллина А.И. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019;7(4). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2019/11/YusupovaSoavtors_4_19_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2019.27.4.017

839

Полный текст статьи в PDF

Опубликована 31.12.2019