В статье анализируются проблемы управления жизненным циклом электронных
образовательных ресурсов. Для их решения необходимо разработать систему управления и
поддержки жизненного цикла образовательного контента. Целью работы является создание
комплексного научного подхода к интеллектуальному управлению этапами жизненного цикла
электронных образовательных ресурсов с адаптивной настройкой на меняющиеся требования
стандартов и работодателей. В рамках разработки концепции управления жизненным циклом
электронных ресурсов предлагается разработать модель управления, основанную на подробном
анализе модели жизненного цикла образовательного контента, а также набор показателей и
интегральную оценку жизненного цикла электронных ресурсов. Модель описывает входящие
параметры и внешние воздействия, влияющие на процесс развития ресурса от начала разработки
и до вывода из эксплуатации, задействованные ресурсы, а также выходные результаты.
Предложенные показатели и интегральная оценка позволят оценить эффективность процесса
управления жизненным циклом образовательного контента. Разработанная система
обеспечивает непрерывное управление жизненным циклом электронных образовательных
ресурсов, адаптивную актуализацию учебного контента и включена в состав интеллектуальной
образовательной среды (Smart Learning Environment), что позволяет снизить затраты при
разработке ресурсов и качественно улучшить учебный материал.
1. Deev M.V., Glotova T.V., Krevskiy I.G. Individualized Learning Trajectories Using
Distance Education Technologies. Creativity in Intelligent, Technologies and Data Science.
Series «Communications in Computer and Information Science». 2015;535:778–792.
2. Доррер Г.А., Попов А.А., Сысенко К.В. Исследование жизненного цикла
электронных информационных ресурсов. Вестник СибГАУ. 2009;2:128–132.
3. Кривопалова И.В. Современные технологии информатизации образования. Вестник
Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки.
2010;6:1963–1965.
4. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Качество проектирования и реализации основных
образовательных программ в вузе как объект оценки. Известия ВолгГТУ.
2013;9(112):126–131.
5. Meyer A., Weske M. Weak Conformance between Process Models and Synchronized
Object Life Cycles. Springer, Berlin, Heidelberg. 2014:31.
6. Sampson D., Zervas P. Workflow for Learning Objects Lifecycle and Reuse. Towards
Evaluating Cost Effective Reuse. Educational Technology & Society. 2011;14(4):64–76.
7. McGee P., Katz H., Richards G. Learning Object Life Cycle. Proceedings of E-Learn:
World Conference on E-Learning in Corporate, Government, Healthcare, and Higher
Education. 2005:1405–1410.
8. Todorova M., Petrova V. Learning objects. In Proceedings of the 4th international
conference conference on Computer systems and technologies. ACM, NY, USA. 2003:697–
702.
9. Deev M.V., Glotova T.V., Krevskiy I.G. Models of Supporting Continuing Education of
Specialists for High-Tech Sector. Knowledge-Based Software Engineering. 2014;466:100–
112.
10. Деев М.В. Применение конвергентной модели процесса обучения для построения
открытой образовательной платформы. Информатика и образование. 2018;4:52–57.
11. Deev M.V., Finogeev A.G., Gamidullaeva L.A., Bershadsky A.M., Kravets A.G. Life-cycle
management of educational programs and resources in a smart learning environment. Smart
Learning Environments. 2018;5:1–14.
12. Deev M.V., Finogeev A.G., Finogeev A.A., Gamidullaeva L.A., Bershadsky A.M., Fionova
L.R. Convergent approach to synthesis of the information learning environment for higher
education. Education and Information Technologies. 2019:1–22.
13. Ильин В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии.
Программные продукты и системы и алгоритмы. 2014;1:1–7.
14. Деев М.В., Кравец А.Г., Финогеев А.Г. Разработка информационной образовательной
среды на базе конвергентного подхода. Системы управления, связи и безопасности.
2017;3:119–134.
15. Григорьева С.С., Ефимова Е.А. Проблема оценки качества электронных
методических комплексов. Прикаспийский журнал: Управление и высокие
технологии. 2008;3:39–43.
16. Сапаров К.М. К вопросу о качестве образования и методах его оценки.
Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. 2008;2:77–82.
17. Финогеев А.Г. Моделирование исследование системно-синергетических процессов в
информационных средах: Монография. Пенза: Изд-во ПГУ. 2004: 223 с.
18. Finogeev A.G., Fionova L.R., Finogeev A.A., Thai Quang Vinh Learning Management
System for the Development of Professional Competencies. Creativity in Intelligent
Technologies and Data Science. Series «Communications in Computer and Information
Science». 2015;535:793–803.
19. Finogeev A.G., Fionova L.R. Elaboration of automated systems for development of
professional competence. Research Journal of Applied Sciences. 2015;10:7–11.
Деев Михаил Викторович
кандидат технических наук
Email: miqz@yandex.ru
ORCID |
Пензенский государственный университет
Пенза, Российская Федерация
Финогеев Алексей Германович
доктор технических наук, профессор
Email: alexeyfinogeev@gmail.com
ORCID |
Пензенский государственный университет
Пенза, Российская Федерация
Финогеев Антон Алексеевич
кандидат технических наук, доцент
Email: fanton3@ya.ru
Пензенский государственный университет
Пенза, Российская Федерация
Колесников Илья Николаевич
Email: iljakolesnikoff@yandex.ru
Пензенский государственный университет
Пенза, Российская Федерация