Ключевые слова: обучение, тренировка, тренировочный процесс, тренажерные системы, тренажер, моделирование задач
Один из аспектов разработки универсального конструктора задач для тренажерных систем
УДК 004.588
DOI: 10.26102/2310-6018/2020.30.3.033
В работе рассмотрен вопрос построения блочной иерархии программноинформационных моделей, имитирующих предметную область в тренажерных системах, по принципу от простого к сложному, от элементарных функций к более комплексным. Это позволяет реализовать принцип адаптивности в тренажёрных системах – возможность управления сложностью тренировочного процесса в зависимости от компетентности обучаемого. Предложен подход к построению универсального конструктора задач для тренажерных систем, основанного на представлении тренировочного процесса в виде изменения конечного числа параметров тренировочного блока путем воздействия на него обучаемого. Тренировочный блок в такой постановке рассматривается как совокупность параметров различного типа. Предложен метод оценки тренировочного процесса, который подразумевает проверку состояния блока по завершению тренировки, то есть проверки соответствия значений параметров заданным. Он позволяет создавать гибкие системы оценивания знаний. Корреляция определенных параметров с умениями, навыками обучаемого позволяет автоматизировать процесс контроля уровня его предметной компетентности и дает возможность реализовать принцип адаптивности тренажерных систем, заключающийся в постепенном росте сложности тренировочного процесса. Представлен прототип универсального конструктора задач для тренажерных систем. Его использование значительно упрощает редактирование задач, пренебрегая использованием сред программирования.
1. Трембач В.М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий. Открытое образование. 2013;(4):52-62.
2. Голенков В.В., Емельянов В.В., Тарасов В.Б. Виртуальные кафедры и интеллектуальные обучающие системы. Новости искусственного интеллекта. – 2001;(4).
3. Рыбина Г.В. Экспертные системы и инструментальные средства для их разработки: некоторые итоги. Информационно-измерительные и управляющие системы. 2013;11(5):35-48.
4. Стефанюк В.Л. Поведение квазистатической оболочки в изменяющейся нечеткой среде. Сборник научных трудов национальной конференции с международным участием «Искусственный интеллект 94». 1994;1:199-203
5. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. 2002.
6. Трембач В.М. Системы управления базами эволюционирующих знаний для решения задач непрерывного образования. 2013.
7. Telnov Y. The Model of Continuous Profession-oriented Learning in the E-environment Based on a Competence Approach and Academic Knowledge Management. 11thEuropean Conferences of Knowledge Management Systems. 2010, Porto
8. Гузик В.Ф., Золотовский В.Е., Переверзев В.А. Тренажерные системы на базе локальных вычислительных сетей. Известия ЮФУ. Технические науки. 2002;(2):175- 179
Ключевые слова: обучение, тренировка, тренировочный процесс, тренажерные системы, тренажер, моделирование задач
Для цитирования: Сальников В.В., Кравцов М.Н. Один из аспектов разработки универсального конструктора задач для тренажерных систем. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(3). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2020/08/SalnikovKravzov_3_20_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2020.30.3.033
Опубликована 30.09.2020