Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, система поддержки принятия решений, обработка видеоизображений, машинное обучение, нейронные сети, классификация траекторий
Программный комплекс поддержки принятия решений для определения факта нарушения ПДД по траектории транспортного средства на видеоизображении
УДК 004.932
DOI: 10.26102/2310-6018/2023.40.1.016
В работе представлен подход к определению факта нарушения правил дорожного движения на основании анализа траектории транспортного средства на видеоизображении. В качестве примера в статье исследовался факт запрещенного левого поворота. Данный подход реализован в соответствующем программном комплексе поддержки принятия решений. В качестве детектора объектов в предложенном подходе применена архитектура нейронной сети YOLO, для распознавания номерных знаков применена нейронная сеть LPRNet, для ускорения вычислений путем прореживания точек траекторий использован алгоритм Рамера-Дугласа-Пекера. На примере запрещенного левого поворота исследован ряд классификаторов: SVM, GaussianNB, алгоритм k-средних, деревья решений, Random Forest. Указанные классификаторы могут быть применены для определения принадлежности траекторий к классу траекторий, нарушающих правила дорожного движения. По результатам вычислительных экспериментов установлено, что метод опорных векторов имеет наибольшую точность среди исследуемых классификаторов (около 95 %). Отмечено снижение вычислительных затрат за счет использования алгоритма прореживания траектории и легковесных моделей нейронных сетей. На примере детекции факта левого поворота представлены возможности интеграции разработанной системы поддержки принятия решений в работу Центров автоматизированной фиксации административных правонарушений.
1. 1Минниханов Р.Н., Махмутова А.З., Сабиров А.И. ИТС среда Республики Татарстан для обеспечения безопасности дорожного движения. Современная наука. 2021;3:92–96.
2. Габдурахманов Л.Р., Минниханов Р.Н., Тинчурин Р.Ф. Интеллектуальные транспортные системы – современная концепция обеспечения безопасности дорожного движения. Научный портал МВД России. 2022;1:41–50.
3. Аникин И.В., Минниханов Р.Н., Дагаева М.В., Махмутова А.З., Марданова А.Р. Анализ траекторий движения автотранспортных средств на потоковом видео. Вестник НЦБЖД. 2021;4:24–33.
4. Аникин И.В., Марданова А.Р. Выявление аномальных траекторий движения транспортных средств на видеоизображениях. Математические методы в технологиях и технике. 2021;1:83–87.
5. Minnikhanov R.N., Anikin I.V., Mardanova A.R., Dagaeva M.V., Makhmutova A.Z., Kadyrov A.R. Evaluation of the Approach for the Identification of Trajectory Anomalies on CCTV Video from Road Intersections. Mathematics. 2022;10(388):1–20.
6. Koetsier C., Busch S., Sester M. Trajectory Extraction for Analysis of Unsafe Driving Behaviour. ISPRS-Int. Arch. Photogramm. Remote Sens. Spat. Inf. Sci. 2019;42:1573–1578.
7. Ahmed S.A., Dogra D.P., Kar S., Roy P.P. Trajectory-Based Surveillance Analysis: A Survey. IEEE Trans. Circuits Syst. Video Technol. 2019;29:1985–1997.
8. Chandola V., Banerjee A., Kumar V., Anomaly Detection: A Survey. ACM Comput. Surv. 2009;41:1–58.
9. Santhosh K.K., Dogra D.P., Roy P.P. Anomaly Detection in Road Traffic Using Visual Surveillance: A Survey. ACM Comput. Surv. 2021;54:1–26.
10. Redmon J., Divvala S., Girshick R., Farhadi A. You Only Look Once: Unified, Real-Time Object Detection. 2016. Доступно по: https://export.arxiv.org/abs/1506.02640v5 (дата обращения: 10.09.2022).
11. Lowe D.G. Object recognition from local scale-invariant features. Proceedings of the International Conference on Computer Vision. 1999;2:1150–1157.
12. Ester M., Kriegel H.P., Sander J., XiaoweiXu A Density-Based Algorithm for Discovering Clusters in Large Spatial Databases with Noise. Proceedings of 2nd International Conference on Knowledge Discovery and Data Mining. 1996:226–231.
13. Zherzdev S., Gruzdev A. LPRNet: License Plate Recognition via Deep Neural Networks; 2018. Доступно по: https://export.arxiv.org/abs/1806.10447 (дата обращения: 10.09.2022).
14. Douglas D.H., Peucker T.K. Algorithms for the reduction of the number of points required to represent a digitized line or its caricature. Cartogr. Int. J. Geogr. Inf. Geovisualization. 1973;10:112–122.
15. Liu S.W.T.T., Ngan H.Y.T., Ng M.K., Simske S.J. Accumulated Relative Density Outlier Detection for Large Scale Traffic Data. Electron. Imaging. 2018;9:1–10.
16. D’Acierno A., Saggese A., Vento M. Designing Huge Repositories of Moving Vehicles Trajectories for Efficient Extraction of Semantic Data. IEEE Trans. Intell. Transp. Syst. 2015;16:2038–2049.
17. 17. Lam P., Wang L., Ngan H.Y.T., Yung N.H.C., Yeh A.G.O. Outlier Detection in Large-scale Traffic Data by Naïve Bayes Method and Gaussian Mixture Model Method. IS&T Int’l Sym. Electronic Imaging. 2017;6:73–78.
18. 18. Khasanova A., Makhmutova A., Anikin I. Image denoising for video surveillance cameras based on deep learning techniques. Proceedings – 2021 International Conference on Industrial Engineering, Applications and Manufacturing, ICIEAM 2021. 2021:713–718.
Ключевые слова: интеллектуальные транспортные системы, система поддержки принятия решений, обработка видеоизображений, машинное обучение, нейронные сети, классификация траекторий
Для цитирования: Минниханов Р.Н., Аникин И.В., Дагаева М.В., Чернышевский П.А., Кадыров А.Р. Программный комплекс поддержки принятия решений для определения факта нарушения ПДД по траектории транспортного средства на видеоизображении. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(1). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1311 DOI: 10.26102/2310-6018/2023.40.1.016
Поступила в редакцию 19.01.2023
Поступила после рецензирования 31.01.2023
Принята к публикации 02.03.2023
Опубликована 31.03.2023