Ключевые слова: внутрифирменное обучение, наставничество, оптимизация обучения, планирование ресурсов, последовательность навыков, управление персоналом, квалификация сотрудников, моделирование обучения
Оптимизация управления процессом корпоративного обучения: математическая модель и ее применение
УДК 519.8
DOI: 10.26102/2310-6018/2025.48.1.006
В статье рассматривается проблема оптимизации управления процессом обучения сотрудников на предприятии, включая распределение преподавателей, студентов, уроков и учебных помещений в условиях множества ограничений. Актуальность работы определяется необходимостью эффективного управления процессами обучения в организациях, учитывающего квалификацию преподавателей, навыки сотрудников, временные ограничения и последовательность освоения навыков. Для формализации задачи была разработана математическая модель, которая позволяет линейно описать ключевые аспекты обучения. Модель включает многомерные ограничения, такие как время обучения, занятость преподавателей, доступность учебных мест и порядок освоения навыков. Однако из-за комбинаторного характера задачи и дискретных переменных, ее решение требует применения специализированных методов. Для решения задачи используются подходы оптимизации, которые включают формализацию задачи линейным образом для выделения подзадач, которые могут быть решены изолированно (например, определение доступных занятий для преподавателей); применение эвристических методов и динамического программирования для итогового распределения занятий и ресурсов. Предложенная модель демонстрирует свою эффективность в сценариях управления обучением персонала, где важна как минимизация затрат, так и выполнение всех заданных ограничений. Несмотря на ограниченность линейного описания, модель обеспечивает упрощение решения за счет структурированного подхода к распределению ресурсов. Это делает ее универсальным инструментом, применимым в управлении обучением сотрудников в компаниях различных типов. Материалы статьи могут быть полезны для разработки адаптивных систем управления обучением, а также для дальнейших исследований, направленных на улучшение алгоритмов распределения ресурсов.
1. Осипов Н.П., Агафонов Е.О. Наставничество на предприятии. Экономика и социум. 2019;(4):846–850.
2. Кащук И., Тимофеева Я. Развитие института наставничества. Клиническая геронтология. 2017;23(9-10):32–33.
3. Андреева Я.Н. Принципы хорошего наставничества. Скиф. Вопросы студенческой науки. 2018;(1):127–131.
4. Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Городецкая И.В., Пашков А.А., Кунцевич З.С., Голубцов В.В. Система наставничества в УО «ВГМУ». Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019;18(2):110–115. https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.2.110
5. Лазеева М.П. Автоматизация формирования расписания занятий. Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2003;(1):33–36.
6. Сорокина О.П., Медведева О.А. Автоматизация процесса составления расписания занятий. В сборнике: Актуальные проблемы авиации и космонавтики: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики: Том 2, 09–13 апреля 2018 года, Красноярск, Россия. Красноярск; 2018. С. 368–370.
7. Karam H.G. The Management of Classroom Routines in Iraqi EFL University Teaching from Instructors’ View Point. Journal of Education College Wasit University. 2022;3(46):511–620. https://doi.org/10.31185/eduj.Vol3.Iss46.2856
8. Yi W. Research on the Application of Ant Colony Algorithm in University Teaching Management Service System. In: MATEC Web of Conferences: Volume 359: 2022 3rd ISC International Conference on Intelligent Systems and Control in Fashion and Textile Engineering (ISC-FTE 2022), 26–28 April 2022, Macau, China. EDP Sciences; 2022. https://doi.org/10.1051/matecconf/202235901020
9. Донецков А.М. Вывод информации о расписании учебных занятий вуза в программе «Расписание». Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2010;6(1):296–305.
10. Дебушева А.В. Организация наставничества на предприятии. В сборнике: Актуальные проблемы авиации и космонавтики: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики, 11–15 апреля 2022 года, Красноярск, Россия. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева; 2022. С. 314–316.
Ключевые слова: внутрифирменное обучение, наставничество, оптимизация обучения, планирование ресурсов, последовательность навыков, управление персоналом, квалификация сотрудников, моделирование обучения
Для цитирования: Харитонов И.А. Оптимизация управления процессом корпоративного обучения: математическая модель и ее применение. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2025;13(1). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1782 DOI: 10.26102/2310-6018/2025.48.1.006
Поступила в редакцию 24.12.2024
Поступила после рецензирования 15.01.2025
Принята к публикации 20.01.2025