Ключевые слова: автоматизированные системы управления, лингвистическое обеспечение, взаимодействие пользователя с компьютером, диалог, структура диалога
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С КОМПЬЮТЕРОМ
УДК 004.5:811
DOI: 10.26102/2310-6018/2019.24.1.040
Целью данной работы является рассмотрение вопроса оптимизации лингвистического обеспечения автоматизированных систем управления. Несмотря на выведение процесса управления системами на новый уровень, проблема взаимодействия пользователя с компьютером до сих пор является актуальной. Определенному анализу подверглось лингвистическое обеспечение автоматизированных систем управления в рамках диалога компьютера и человека, как малоисследованное средство обеспечения их взаимодействия. Авторами предложена классификация языковых средств систем автоматизированного управления, а также рассмотрены языковые средства как способы поддержания диалога человека с компьютером; определены языковые конструкции, знание которых необходимо пользователю для работы. Таким образом, в статье рассматривается лингвистическое обеспечение автоматизированных систем управления для построения технологий взаимодействия пользователя с компьютером. Определяются специфика и условия функционирования системы в диалоговом режиме. Уточняются проблемные вопросы понятия «диалог» применительно к автоматизированному решению экономических задач с использованием современной вычислительной техники. Были сделаны выводы, что при многопользовательском диалоге с компьютером управленческого персонала организации в автоматизированный процесс управления могут быть включены слабо формализуемые факторы и обстоятельства реальной экономической ситуации наряду с профессиональной компетентностью сотрудников, что накладывает отпечаток на лингвистический характер взаимодействия с компьютером.
1. О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление»: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № 1278 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/42031925.
2. Калач А.В., Кузьменко Р.В., Россихина Л.В., Степанов Л.В., Шахов Н.Г. Метод оценки информационных потерь в цифровых каналах передачи данных автоматизированных систем управления / А.В. Калач, Р.Р. Кузьменко, Л.В. Россихина, Л.В. Степанов, Н.Г. Шахов // Промышленные АСУ и контроллеры. 2017. № 8. С.24-32.
3. Меньков А.В. Теоретические основы автоматизированного управления / А.В. Меньков, В.А. Острейковский. - Учебник для вузов. - М.: Издательство Оникс, 2005. – С. 583-584.
4. Донец П.Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации: научный статус, понятийный аппарат, языковой и неязыковой аспекты, вопросы этики и дидактики / П.Н. Донец. – Харьков: Штрих, 2001. – С.48.
5. Свиридова Е.В. Реализация типологических особенностей дистантной коммуникации в авторских ремарках в художественном тексте (на материале немецкой прозы XX в.) / Е.В. Свиридова // Проблема взаимопонимания в диалоге. Сборник научных трудов. - Воронежский государственный университет, Факультет романо-германской филологии, Воронежский межрегиональный институт общественных наук. - Воронеж, 2003. - С. 126-132.
Ключевые слова: автоматизированные системы управления, лингвистическое обеспечение, взаимодействие пользователя с компьютером, диалог, структура диалога
Для цитирования: Свиридов В.И., Чопорова Е.И., Свиридова Е.В. ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ С КОМПЬЮТЕРОМ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019;7(1). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2019/01/SviridovSoavtori_1_19_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2019.24.1.040
Опубликована 31.03.2019