Методика профориентационной работы со студентами направления подготовки «Информационная безопасность» и ее программная реализация
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Методика профориентационной работы со студентами направления подготовки «Информационная безопасность» и ее программная реализация

idКузнецова В.Ю. Евдошенко О.И.   Ажмухамедов И.М.  

УДК 51-74: 004.9
DOI: 10.26102/2310-6018/2020.31.4.027

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

В статье показана актуальность задачи специализации студентов старших курсов на примере бакалавров направления подготовки 10.03.01 «Информационная безопасность» и ее специфика. Технические направления подготовки с каждым годом становятся все более и более популярными среди абитуриентов, при этом около 30% абитуриентов вузов РФ причиной своего выбора технических направлений не называют осознанный выбор инженерной профессии. Результаты проведенных опросов и фокус-групп среди выпускников изучаемой специальности показал, что их превалирующая часть не продолжают работу по специальности. Приводятся данные, свидетельствующие о необходимости подбора методик, основанных на анализе психологических свойств личности, с целью ориентирования студентов старших курсов к наиболее подходящей для них специализации с точки зрения не только их профессиональных компетенций, но и психологических особенностей личности во избежание синдрома профессионального выгорания. С этой целью была подобрана и описана методика по выявлению наиболее подходящей для студента специализации и реализующее методику программное обеспечение в виде веб-приложения для студентов и сотрудников вузов, а также приведены результаты проверки ее применимости в одном из российских вузов.

1. Azhmukhamedov I., Kuznetsova V., Vybornova O. Training of cryptography as a way of developing system thinking at secondary school students . CEUR Workshop Proceedings. - CEUR-WS. 2019.

2. Антипина У. Д., Алексеева С. Н., Антипин Г. П., Протодьяконов С. В. Синдром профессионального выгорания . Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. 2017;1(6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-professionalnogo-vygoraniya Режим доступа: свободный (дата обращения 07.07.2020)

3. Бобровская О. А., Дорофеева Г. А., Бобровская Е. Н. Профессиональная ориентация как социальное явление . Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016;11:2366–2370.

4. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 2008.

5. Иванова В. С., Мертинс К. В. Профориентация студентов младших курсов: опыт технических вузов . Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015;4(20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-studentov-mladshihkursov-opyt-tehnicheskih-vuzov Режим доступа: свободный (дата обращения 07.07.2020)

6. Кузнецова В.Ю. Аспекты оценки эффективности подготовки специалистов в области информационной̆ безопасности . Материалы X Юбилейной международной НТК «Безопасные информационные технологии» (БИТ 2019). МГТУ им. Баумана. 2019:34-37.

7. Моргун В.Ф. Методика многомерного анализа достижений ученика с целью профилирования и профориентации . Школьные технологии. 2005;6:134-141.

8. Пилюгина Е.И. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях. Молодой ученый. 2017;15(149):619-623. URL: https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения 07.07.2020)

9. Пономаренко В.В. Практическая характерология. Методика 7 радикалов. М.: Издательство АСТ, 2019.

10. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. Пособие.: Академия, 2005.

11. Чигрина Н.В. Студент и специальность (по материалам социологического мониторинга) . Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2014;1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/student-i-spetsialnost-po-materialam-sotsiologicheskogomonitoringa Режим доступа : свободный (дата обращения 07.07.2020)

12. 2017 Global Information Security Workforce Study : Benchmarking Workforce Capacity and Response to Cyber Risk — EMEA : [PDF] : [англ.] . (ISC)

Кузнецова Валентина Юрьевна

Email: arhelia@bk.ru

ORCID |

Астраханский государственный университет

Астрахань, Российская Федерация

Евдошенко Олег Игоревич

Email: goronet@list.ru

Астраханский государственный университет

Астрахань, Российская Федерация

Ажмухамедов Искандар Маратович

Email:

Астраханский государственный университет

Астрахань, Российская Федерация

Ключевые слова: информационная безопасность, образование, личность, специализация, профессиональное выгорание, автоматизация профориентационной работы

Для цитирования: Кузнецова В.Ю. Евдошенко О.И. Ажмухамедов И.М. Методика профориентационной работы со студентами направления подготовки «Информационная безопасность» и ее программная реализация. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(4). Доступно по: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=873 DOI: 10.26102/2310-6018/2020.31.4.027

588

Полный текст статьи в PDF