Алгоритм определения безопасной дистанции с учетом зависимости тяги двигателей от скорости движения самолета в процессе разбега
Работая с нашим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта, показа целевой рекламы и анализа трафика. Статистика использования сайта отправляется в «Яндекс» и «Google»
Научный журнал Моделирование, оптимизация и информационные технологииThe scientific journal Modeling, Optimization and Information Technology
cетевое издание
issn 2310-6018

Алгоритм определения безопасной дистанции с учетом зависимости тяги двигателей от скорости движения самолета в процессе разбега

Нгуен В.,  idУвайсов С.У., Флорова И.А.,  Рычкова О.В. 

УДК 681.518.3
DOI: 10.26102/2310-6018/2022.37.2.001

  • Аннотация
  • Список литературы
  • Об авторах

Значение воздушного сообщения между различными пунктами земного шара в современном мире трудно переоценить. Однако использование этого вида транспорта сопряжено с высокими рисками для пассажиров, экипажа, грузов и самого воздушного судна в связи с возможностью серьезных аварий на всех этапах полета, но особенно при взлете и посадке. В данной статье представлена физико-математическая модель разбега самолета при взлете, анализ которой позволяет избежать аварий при возникновении нештатных ситуаций. Эта модель дает возможность создать электронное устройство для контроля взлетных динамических характеристик и предупреждения экипажа воздушного судна о возникающих несоответствиях. В статье приведены дифференциальные уравнения, описывающие динамические характеристики самолета при разбеге. А также получены решения этих уравнений, определяющие в явном виде функциональные зависимости необходимой для безопасного взлета дистанции от времени, прошедшего с начала разбега. Рассмотрено, как влияют на рассчитываемые характеристики внешние факторы, такие как температура окружающего воздуха, скорость ветра при взлете, наклон взлетно-посадочной полосы. Также в статье представлены в качестве примера результаты моделирования нештатного взлета с использованием современных программных средств (авиасимулятор flightgear 2020.3, математическая программа GeoGebra). С точки зрения авторов, материалы статьи могут представлять практическую ценность для разработчиков невстраиваемых бортовых контрольных устройств, а также для пользователей этих устройств.

1. Нгуен В.Д., Увайсов С.У., Увайсов Р.М., Демченко С.К. Анализ сил, действующих на летательный аппарат в процессе разбега по взлетной полосе. Вестник Международного университета природы, общества и человека «Дубна», серия «Естественные и инженерные науки». 2020;4(49):14–18.

2. Uvaysov S.U., Nguyen V.D., Florova I.A., Rychkova O.V. Mathematical Support of On-board Radio Electronic Device for Aircraft Takeoff Parameters Control. XVIII Technical Scientific Conference on Aviation Dedicated to the Memory of N.E. Zhukovsky (TSCZh).2021. Доступно по: https://ieeexplore.ieee.org/document/9628342 (дата обращения: 23.01.2022). DOI: 10.1109/TSCZh53346.2021.9628342.

3. Глубокая М.Г. Современное состояние вопроса решения проблемы безопасности на этапе взлёта. Искусственный интеллект. 2005;(3):370–380.

4. Вотяков А.А., Каюнов Н.Т. Аэродинамика и динамика полета самолета. Учебное пособие. М.: Издательство ДОСААФ; 1975. 296 с.

5. Гаркушенко В.И., Лазарева П.А. Алгоритм мониторинга взлета самолета с прогнозированием. Авиационная техника. 2020;(2):45–51.

6. Чепурных И.В. Динамика полёта самолётов. Учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО КнАГТУ; 2014. 112 с.

7. Ефремов А.В., Захарченко В.Ф., Овчаренко В.Н. Динамика полета: Учебник для студентов высших учебных заведений под ред. Г.С. Бюшгенса. М.: Машиностроение; 2011. 776 с.

8. Громов Н.Н., Староверов В.Г. Двигатель Д-30КУ-154 2-й серии, руководство по технической эксплуатации 59-00-800РЭ. Книга 1. М.: Воздушный транспорт; 1992. 650 с.

9. Трехвальный ТРДД Д-436-148. Руководство по технической эксплуатации 6370040000 РЭ (в трех книгах): книга 1. Запорожье: ГП «Ивченко-Прогресс»; 2008. 282 с.

10. Котик М.Г. Динамика взлета и посадки самолетов. М.: Машиностроение; 1984. 256 с.

11. Suharev A., Shestakov V., Stefanski K. Analysis of the Affecting Factors on Aircraft Takeoff and Landing Ground Path Length. Conference: Scientific session on applied mechanics X: Proceedings of the 10th International Conference on Applied Mechanics.

12. Бехтина Н.Б., Кубланов М.С. Динамика полета: Пособие по выполнению лабораторных работ на ПЭВМ. М.: МГТУ ГА; 2007. 28 с.

13. Basler M., Spott M., Buchanan S., Berndt J., Buckel B., Moore C., Olson C., Perry D., Selig M., Walisser D., and others. The FlightGear Manual; 2016 for FlightGear version 3.6.0. 212 p.

Нгуен Вьет Данг

МИРЭА – Российский технологический университет

Москва, Россия

Увайсов Сайгид Увайсович
Доктор технических наук, Профессор

ORCID |

МИРЭА – Российский технологический университет

Москва, Российская Федерация

Флорова Ирина Анатольевна

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

Москва, Российская Федерация

Рычкова Ольга Владимировна
Кандидат технических наук, Доцент

Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

Москва, Россия

Ключевые слова: взлет, разбег, взлетно-посадочная полоса, сила тяжести, сила трения, подъемная сила, нормальная сила реакции опоры, сила тяги, сила лобового сопротивления, спутниковый приемник

Для цитирования: Нгуен В., Увайсов С.У., Флорова И.А., Рычкова О.В. Алгоритм определения безопасной дистанции с учетом зависимости тяги двигателей от скорости движения самолета в процессе разбега. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2022;10(2). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1139 DOI: 10.26102/2310-6018/2022.37.2.001

724

Полный текст статьи в PDF

Поступила в редакцию 10.03.2022

Поступила после рецензирования 28.03.2022

Принята к публикации 04.04.2022

Опубликована 30.06.2022