Ключевые слова: динамическое программирование, задача, критерий, моделирование, оптимизация, перевозки, сезонность, транспорт
Оптимизация управления пассажирскими перевозками в период неустойчивого сезонного пассажиропотока
УДК 656.1/.5
DOI: 10.26102/2310-6018/2023.41.2.010
Пассажирский общественный транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии территории, и именно поэтому рассмотрение вопросов устойчивого функционирования и оптимизации управления перевозками являются актуальными, чем и обусловлены исследования авторов. В виду этого представленная статья направлена на решение задачи по оптимизации управления пассажирскими перевозками в период неустойчивого сезонного пассажиропотока в городах. Основным методом к исследованию рассматриваемой транспортной проблемы является динамическое программирование. В данном аспекте опорой динамического программирования являются рекуррентные соотношения. В статье представлены критерии оптимизации, в ситуационной задаче управления пассажирскими перевозками раскрыта целевая функция, позволяющая оптимально дополнительно распределять пассажирский автотранспорт по каждому маршруту города в период зависимости сезонной неустойчивости пассажирооборота, выявлено оптимальное количество пассажирского автотранспорта и обоснован способ динамического программирования при решении транспортной задачи. Результатом проведенного исследования стал алгоритм, определяющий необходимое количество подвижного состава на маршруте общественного транспорта методом динамического программирования и результаты расчетов, в зависимости от периода неустойчивости сезонного пассажиропотока. Материалы статьи представляют практическую ценность для прикладных исследований в автотранспортном комплексе.
1. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. 2-е изд. М.: URSS; 2011. 487 с.
2. Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. М.: Наука; 1965. 495 с.
3. Сысоев А.С., Ляпин С.А., Галкин А.В. Интеллектуальные методы управления транспортными системами. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2023. 192 с.
4. Петров В.В. Теория управления движением транспортных потоков в городах. Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ); 2020. 101 с.
5. Бозиев О.Л. Приложения метода динамического программирования к некоторым задачам принятия решений. Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова; 2008. 46 с.
6. Гасников А.В., Кленов С.Л., Нурминский Е.А. Введение в математическое моделирование транспортных потоков. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Московский центр непрерывного математического образования; 2013. 428 с.
7. Буслаев А.П., Новиков А.В., Таташев А.Г. Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения. М.: Мир; 2003. 367 с.
8. Скоробогатченко Д.А. Моделирование дорожного движения. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет; 2017. 105 с.
9. Belokurov V.P., Spodarev R.A., Belokurov S.V. Determining passenger traffic as important factor in urban public transport system. Transportation research Procedia: XIV International Conference on Organization and Traffic Safety Management in Large Cities (OTS-2020), 2020. P. 52–58. DOI: 10.1016/j.trpro.2020.10.007.
10. Dorokhin S.V., Artemov A.Y., Likhachev D.V. Traffic simulation: An analytical review. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: VIII International Scientific Conference Transport of Siberia. Novosibirsk: IOP Publishing Ltd; 2020. P. 012058. DOI: 10.1088/1757-899X/918/1/012058.
Ключевые слова: динамическое программирование, задача, критерий, моделирование, оптимизация, перевозки, сезонность, транспорт
Для цитирования: Штепа А.А., Белокуров В.П., Кораблев Р.А., Бусарин Э.Н. Оптимизация управления пассажирскими перевозками в период неустойчивого сезонного пассажиропотока. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2023;11(2). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1306 DOI: 10.26102/2310-6018/2023.41.2.010
Поступила в редакцию 25.01.2023
Поступила после рецензирования 14.04.2023
Принята к публикации 10.05.2023
Опубликована 30.06.2023