Ключевые слова: цифровая трансформация, виртуальная компьютерная лаборатория, информационные технологии, подготовка кадров, управление знаниями
Интеграция процессов цифровой трансформации предприятий и подготовки специалистов в области автоматизации промышленного и сельскохозяйственного производства
УДК 004.9
DOI: 10.26102/2310-6018/2024.47.4.032
Цифровая трансформация в промышленности и сельском хозяйстве призвана стимулировать интенсивный рост экономики и революционизировать управление проектами на государственном уровне. Она предполагает изменение стратегии управления и моделей операций через интеграцию информационных систем. Важными вызовами являются повышение уровня цифровой зрелости предприятий сельского хозяйства, вовлечение в процессы цифровой трансформации заинтересованных сторон, улучшение доступа к технологической информации и расширение применения таких технологий, как промышленный Интернет вещей, «цифровых двойников». Для достижения стратегических целей необходимо не только повысить цифровую зрелость предприятий, но и обеспечить подготовку квалифицированных кадров. Интеграция информационных систем университетов и предприятий, использование виртуальных компьютерных лабораторий в обучении и управление на основе данных являются ключевыми элементами успешной цифровой трансформации. Важным фактором является системное использование такого инструментария, как виртуальная компьютерная лаборатория в качестве технологической основы для интеграции производственных данных в образовательный процесс. Однако требуется еще разработка методической и нормативной основы для информационных систем университетов и предприятий. Это позволит улучшить качество подготовки специалистов и активно вовлечь университеты в процессы цифровой трансформации промышленности.
1. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски. Экономическое возрождение России. 2019;(3):103–114.
2. Белов М.А., Лишилин М.В., Черемисина Е.Н., Стифорова Е.Г. Роль проектно-ориентированного технологического предпринимательства в стратегии развития ИТ-образования в условиях цифровой трансформации. Современные наукоемкие технологии. 2022;(11):86–96. https://doi.org/10.17513/snt.39401
3. Лишилин М.В. Архитектура системы управления знаниями на основе виртуальной компьютерной лаборатории, ориентированной на подготовку ИТ-специалистов. Фундаментальные исследования. 2015;(11):77–84.
4. Белов М.А., Гришко С.И., Лишилин М.В., Осипов П.А., Черемисина Е.Н. Стратегия подготовки ИТ-специалистов с применением инновационного учебного дата-центра «Виртуальная компьютерная лаборатория» для эффективного решения задач цифровой трансформации и акселерации цифровой экономики. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021;17(1):134–144. https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202101.703
5. Лишилин М.В. Опыт и перспективы использования виртуальной компьютерной лаборатории при подготовке ИТ-кадров в университете «Дубна». В сборнике: Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: Материалы II Международной научно-практической конференции, 17–19 ноября 2015 года, Тамбов, Россия. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет; 2016. С. 361–365.
6. Grishko S., Belov M., Cheremisina E., Sychev P. Model for Creating an Adaptive Individual Learning Path for Training Digital Transformation Professionals and Big Data Engineers Using Virtual Computer Lab. In: Creativity in Intelligent Technologies and Data Science: 4th International Conference, CIT&DS 2021, 20–23 September 2021, Volgograd, Russia. Cham: Springer; 2021. pp. 496–507. https://doi.org/10.1007/978-3-030-87034-8_36
7. Белов М.А., Гришко С.И., Черемисина Е.Н., Токарева Н.А. Подготовка ИТ-специалистов в условиях глобальной цифровой трансформации. Концепция автоматизированного управления профилями компетенций в образовательных программах будущего. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2021;17(3):658–669. https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202103.658-669
8. Куклин Е.В. Управление знаниями ГК «Росатом». Academy. 2017;(11):44–48.
9. Безгинова Ю.А., Гаранина Т.А., Кудрявцев Д.В., Плешкова А.Ю. Практики управления знаниями в нефтяных компаниях. Открытое образование. 2018;22(6):27–38. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2018-6-27-38
10. Лишилин М.В., Аверкин А.Н., Дорохин В.А., Теряев Л.Н. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности при подготовке операторов автоматизированной сельскохозяйственной техники. В сборнике: Цифровизация агропромышленного комплекса: Сборник научных статей II Международной научно-практической конференции в 2-х томах: Том II, 21–23 октября 2020 года, Тамбов, Россия. Тамбов: Тамбовский государственный технический университет; 2016. С. 454–457.
Ключевые слова: цифровая трансформация, виртуальная компьютерная лаборатория, информационные технологии, подготовка кадров, управление знаниями
Для цитирования: Лишилин М.В., Пряхин В.Н., Карапетян М.А. Интеграция процессов цифровой трансформации предприятий и подготовки специалистов в области автоматизации промышленного и сельскохозяйственного производства. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2024;12(4). URL: https://moitvivt.ru/ru/journal/pdf?id=1753 DOI: 10.26102/2310-6018/2024.47.4.032
Поступила в редакцию 27.11.2024
Поступила после рецензирования 12.12.2024
Принята к публикации 18.12.2024