Ключевые слова: психолого-педагогический профиль ребенка, экспертиза, поддержка принятия решения, информационная система
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 519.85
DOI:
Рассматривается актуальность разработки системы поддержки принятия решения построения специальной индивидуальной программы развития для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе критериальной оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях медико-социальной экспертизы. Важнейшим условием достижения высокого качества экспертизы является использование научных методов теории систем и квалиметрии, формальных подходов на основе использования проблемно-ориентированного программного обеспечения в виде системы поддержки принятия решения. В статье формулируются требования к структуре и функционалу системы поддержки принятия решений, уделяется внимание математическому аппарату, на основе которого рассчитывается интегральный показатель, характеризующий индивидуальный медико-социально-педагогический показатель развития (обученности) ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Средства визуализации позволяют построить профиль, который содержит количественную характеристику по каждому критерию. Условия выбора индивидуальной траектории развития и обучения ребенка формулируются в виде продукционных правил, позволяющие составить индивидуальный план обучения. Также на систему поддержки принятия решения возлагается задача контроля за достижениями целевых показателей развития и обучения ребенка. Для осуществления контроля необходимо организовывать повторную экспертизу на каждом этапе обучения и проводить сравнение текущего профиля с начальным или предыдущим профилем, составленным по итогам экспертизы. Результатом сравнения является корректировка индивидуальной программы обучения и развития. Применение формальных методов, оформленных в виде программного средства обеспечивают научно-обоснованный выбор индивидуальной образовательной траектории обучающихся с ограничениями по здоровью и способствуют достижению цели качественного инклюзивного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В., Садовов В.В. Квалиметрия для всех. Учебное пособие. – М.: Информзнание, 2012 – 165 с.
2. Акамсина Н.В. Методы принятия решений лабораторный практикум / Н.В. Акамсина, Д.К. Проскурин, Ю.С. Сербулов, Е.А. Шипилова // Издво: Воронежский ГАСУ.- Воронеж, 2013 – 103 c.
3. Критерии оценки ограничений жизнедеятельности в учреждениях МСЭ Методические рекомендации (для работников учреждений медикосоциальной экспертизы и реабилитации) [электронный ресурс] -URL: https://aupam.ru/pages/medizina/kriterii_ocenki_ogranicheniyj_zhiznedyatelj nosti_v_uchrezhdeniyakh_mseh/oglavlenie.html - (дата обращения 1 апреля 2017)
4. Лавлинская О.Ю. Модели принятия решений в задаче синтеза учебного плана / О.Ю. Лавлинская, Т.В. Курченкова // Вестник Воронежского института МВД России. 2009, № 1.- С. 136-143.
5. Лавлинская О.Ю. Отличительные особенности задачи управления образовательным процессом в современных условиях / О.Ю. Лавлинская, А.В. Губкин, П.С. Кряквин // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности. - Материалы II-ой международной научно-практической конференции: в 2-х частях. под ред. Э. П. Комаровой. 2015. С. 254-255.
6. Лавлинская О.Ю. Программная реализация экспертной оценки выбора индивидуальной образовательной траектории инклюзивного образования / Лавлинская О.Ю., Белоусов В.Е., Гончарова И.Н., Чернякова Н.В., Десятирикова Е.Н. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2014. № 3. С. 109-115.
7. Лавлинская О.Ю. Применение нечетко-множественного подхода в реализации государственной программы «доступная среда» (2011-2015 гг.) / Лавлинская О.Ю., Белоусов В.Е., Десятирикова Е.Н., Гончарова И.Н., Чернякова Н.В. // Инновационный Вестник Регион. 2014. № 2. С. 61-67.
8. Лавлинская О.Ю. Структурно-параметрическая модель учебного плана с учетом требований промышленного и социального заказа на подготовку специалистов. -Вестник Воронежского института высоких технологий. -2007. -Т. 1. -№ 1. С. 079-082.
9. Львович И.Я. Систематизация задач, решаемых при проведении современных медико-социальных исследований / Львович И.Я., Селезнева Н.А., Чопоров О.Н. // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2016. № 1 (16). С. 23-28.
Ключевые слова: психолого-педагогический профиль ребенка, экспертиза, поддержка принятия решения, информационная система
Для цитирования: Гончарова И.Н., Курченкова Т.В., Лавлинская О.Ю. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017;5(3). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2017/08/GoncharovaSoavtori_3_1_17.pdf DOI:
Опубликована 30.09.2017