Ключевые слова: безопасность судовождения, интенсивность движения, траектория движения, судопоток, трафик акватории, автоматическая идентификационная система
Цифровое представление и комплексная оценка навигационной безопасности движения на морских акваториях
УДК 004.8
DOI: 10.26102/2310-6018/2020.28.1.003
Работа посвящена проблеме обеспечения безопасного движения морских судов. Рассматривается задача оценки безопасности схемы движения, реализуемой на конкретной акватории. При этом вводится пять различных метрик безопасности. Первая метрика – «интенсивность движения» – традиционно используемая оценка плотности трафика, вычисляется как количество судов, проходящих через тот или иной участок акватории за единицу времени. Её дополняют метрики «интенсивность плюс скорость движения» (вторая) и «интенсивность плюс размеры судов» (третья). При их вычислении учитываются, соответственно, скорость судов и их длина, определяющие «вес» каждого судна. Четвёртая метрика – «стабильность параметров движения» – учитывает характер движения судов с точки зрения регулярности их курсов и скоростей. В работе обсуждаются различные варианты метрики, для иллюстрации реализован простейший из них – оценка среднеквадратичного отклонения курсов движения судов. Пятая метрика – «насыщенность трафика» – характеризует плотность движения судов с точки зрения возможности совершения ими маневров. Метрика апеллирует к традиционным модельным представлениям параметров коллективного движения судов в виде диаграммы «скорость-курс» и даёт возможность косвенно оценить сложность принятия решения судоводителями и эмоциональную нагрузку на участников движения. В обсуждении результатов работы рассматривается вариант комплексирования пяти предложенных метрик в виде системы правил, дающей интегрированную оценку безопасности движения на том или ином участке акватории. Работа сопровождается результатами расчетов предложенных метрик на реальных данных о движении судов в Сангарском проливе и их обсуждением. Показано, что предложенная система метрик позволяет сформировать систематизированное представление о степени опасности трафика, реализуемого на акватории.
1. Гагарский Э.А., Козлов С.Г., Кириченко С.А. Безопасность судоходства при проектировании морского порта. Транспорт: наука, техника, управление. 2018;(1):14–18.
2. Астреин В.В. Системы предупреждения столкновений судов, тенденции развития (к 40-летию МППСС-72). Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. 2012;(1):7–17.
3. Боран-Кешишьян С.Л. Оптимизация судовых путей при купировании неблагоприятных погодных условий в концепции единого информационного поля еНавигации. Эксплуатация морского транспорта. 2018;2(87):69–79.
4. Гладских Е.П., Костин В.Н., Максимов В.А., Репин Ю.М. Развитие средств навигационного оборудования прибрежной зоны Российской Федерации в соответствии с концепцией е-Навигации. Навигация и гидрография. 2016;(43):13–21.
5. Седова Н.А., Седов В.А., Левченко Н.Г. Оценка степени опасности наблюдаемой цели на море с использованием систем искусственного интеллекта. Морские интеллектуальные технологии. 2017;3-4(38):106–114.
6. Шолохова А.А. Поиск аномалий в сенсорных данных на примере анализа движения морского судна. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017;(3).
7. Дмитриев В.И., Каретников В.В. Методы обеспечения безопасности мореплавания при внедрении беспилотных технологий. Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2017; 6(9):1149–1158.
8. Tam Ch. K., Bucknall R., Greig A. Review of collision avoidance and path planning methods for ships in close range encounters. Journal of Navigation. 2009; 3(62):455–476. DOI: 10.1017/S0373463308005134.
9. Lyu H. COLREGS-Constrained Real-time Path Planning for Autonomous Ships Using Modified Artificial Potential Fields. Journal of Navigation. 2019; 3(72):588–608. DOI: 10.1017/S0373463318000796.
10. Лентарёв А.А. Морские районы систем обеспечения безопасности мореплавания: учебное пособие. Владивосток: Морской государственный университет. 2004.
11. Лентарёв А.А., Максимов А.А. Применение судовой навигационной аппаратуры для определения статистических характеристик судопотоков. Транспортное дело России. 2015;(6):156–158.
12. Бродский П.Г., Румянцев Ю.В., Некрасов С.Н. К вопросу оценки влияния интенсивности судоходства на аварийность. Навигация и гидрография. 2010;(30):36– 42
13. MarineTraffic [Web]. – Rezhim dostupa: http://www.marinetraffic.com (data obrashhenija: 01.11.19).
14. ADS-B Technologies Website [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adsb.com (дата обращения: 01.11.19).
15. Zhao L., Shi G., Yang J. Ship Trajectories Pre-processing Based on AIS Data. Journal of Navigation. 2018;5(71):1210–1230. DOI: 10.1017/S0373463318000188.
16. Гриняк В.М., Девятисильный А.С., Трофимов М.В. Визуальное представление параметров траектории безопасного движения судна. Морские интеллектуальные технологии. 2016;1–3(33):269–273.
17. Гриняк В.М., Иваненко Ю.С., Девятисильный А.С. Визуализация параметров траектории безопасного движения судна. Информационно-измерительные и управляющие системы. 2016;8(14):52–60.
18. Degre T., Lefevre X. A collision avoidance system. Journal of Navigation. 1981;2(34):294– 302. DOI: 10.1017/S0373463300021408.
19. Szlapczynski R., Szlapczynska J. A target information display for visualising collision avoidance manoeuvres in various visibility conditions. Journal of Navigation. 2015;6(68):1041–1055. DOI: 10.1017/S0373463315000296.
20. Головченко Б.С., Гриняк В.М. Информационная система сбора данных о движении судов на морской акватории. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2014;2(24):156–162.
21. Wu L., Xu Y., Wang Q., Wang F., Xu Zh. Mapping global shipping density from AIS data. Journal of Navigation. 2016;1(70):67–81. DOI: 10.1017/S0373463316000345.
22. Ольховик Е.О. Исследование плотности транспортных потоков 2018 года в акватории Северного морского пути. Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2018;5(10):975–982.
23. Weng J., Xue S. Ship collision frequency estimation in port fairways: a case study. Journal of Navigation. 2015;3(68):602-618. DOI: 10.1017/S0373463314000885.
24. Гриняк В.М., Девятисильный А.С., Люлько В.И. Оценка опасности трафика морской акватории по данным Автоматической идентификационной системы. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2017;(4):681–690. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-4-681-690.
25. Гриняк В.М., Иваненко Ю.С. Использование данных АИС для оценки опасности коллективного движения на морской акватории. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2017;(3).
26. Zhao L., Shi G. Maritime Anomaly Detection using Density-based Clustering and Recurrent Neural Network. Journal of Navigation. 2019;4(72):894–916. DOI: 10.1017/S0373463319000031.
Ключевые слова: безопасность судовождения, интенсивность движения, траектория движения, судопоток, трафик акватории, автоматическая идентификационная система
Для цитирования: Гриняк В.М., Иваненко Ю.С., Люлько В.И., Шуленина А.В., Шурыгин А.В. Цифровое представление и комплексная оценка навигационной безопасности движения на морских акваториях. Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2020;8(1). URL: https://moit.vivt.ru/wp-content/uploads/2020/02/GrinyakSoavtors_1_20_1.pdf DOI: 10.26102/2310-6018/2020.28.1.003
Опубликована 31.03.2020