В данной статье рассмотрены модели и технологии адаптации в адаптивных обучающих
играх. Все известные подходы к разработке адаптивных обучающих игр представляют собой adhoc решения, и перенос их в другие игры практически не возможен. Для решение данной
проблемы была разработана модель адаптации к уровню знаний пользователя на основе
пространства знаний. Предложенный метод поддерживает нелинейный процесс обучения и
позволяет выстраивать персональные стратегии обучения, что может быть использовано для
адаптации процесса обучения к каждому обучаемому. Основной проблемой предлагаемого
метода является погружение нелинейного обучающего сценария в игровой контекст. Процесс
разработки адаптивных обучающих игр, реализующих погружение обучающего сценария в
игровой контекст на основе 3I-подхода, требует разработки проектных решений по обеспечению
совместимости нелинейных обучающего и игрового сценариев. В общем случае, каждому
обучающему действию может быть сопоставлено больше одного игрового действия, которое
может выбираться исходя из игровой ситуации. Это позволяет расширить игровой сценарий и
повысить игровую привлекательность без потери логических связей обучающего сценария.
Данные исследования связаны с разработкой метода адаптации на основе предложенной модели,
и его реализацией в адаптивной обучающей игре.
1. Шабалина О.А., Давтян А.Г., Катаев А.В., Алимов А.А. Адаптивные обучающие
игры как тренд развития обучающего по. ИТНОУ: информационные технологии в
науке, образовании и управлении. 2018;4(8):11-16.
2. Bellotti F., Berta R., De Gloria A. Adaptive Experience Engine for Serious Games.
Adaptive Experience Engine for Serious Games IEEE Transactions on Computational
Intelligence and AI in Games. 2009;1(4):264-280.
3. D'Mello S., Picard R., Graesser A. Toward an Affect-Sensitive AutoTutor. IEEE
Intelligent Systems. 2007;22(4):53-61.
4. Lindberg, R., Hasanov, A., Laine, T. Improving Play and Learning Style Adaptation in a
Programming Education Game. In Proceedings of the 9th International Conference on
Computer Supported Education, April 21-23, 2017, in Porto, Portugal:
CSEDU.2017;1:450-457.
5. Lavieri Jr., Edward D. A study of adaptive learning for educational game design. EAI
Endorsed Transactions on Serious Games. 2014;14(2):273-282.
6. Malliarakis C., Tomos F., Shabalina O., Mozelius P., Balan C. How to Build an
Ineffective Serious Game: Worst Practices in Serious Game Design. Proceedings of the
9th European Conference on Games Based Learning (ECGBL), 8-9 October 2015,
Norway: Nord Trondelag University College Steinkjer; 2015: 338-345.
7. Shabalina О., Mozelius P., Malliarakis C., Tomos F., Balan C., Blackey H., Gerkushenko
G. Combining. Game-Flow and Learning Objectives in Educational Games. Proceedings
of the 8th European Conference on Games Based Learning. Research and Training
Center for Culture and Computer Science (FKI), 9-10 October 2014, Berlin, Germany:
University of Applied Sciences HTW.2014;2:529-537.
8. Shabalina O., Vorobkalov P. Development of Educational Computer Games: Learning
Process Model and how it is Integrated into the Game Context. World Applied Sciences
Journal (WASJ). 2013;24(24):256-267.
9. Shabalina O., Vorobkalov P., Kataev A., Kravets A. Educational computer games
development: methodology, techniques, implementation. Proceedings of the 2013
International Conference on Advanced ICT, 20-22 September 2013:Atlantis Press.
2013:419-423.
10. Shabalina O., Vorobkalov P., Kataev A., Tarasenko A. 3I-Approach for IT Educational
Games Development. Proceedings of the 3rd European Conference on Games-Based
Learning, 12-13 October 2009, Graz, Austria: FH JOANNEUM University of Applied
Science; 2009:339-344.
11. Шабалина О.А., Воробкалов П.Н., Катаев А.В. 3i-подхода для разработки
обучающих игр по объектно-ориентированному программированию. Вестник
компьютерных и информационных технологий. 2011;6:46-52.
12. Шабалина О.А., Воробкалов П.Н., Катаев А.В. 3i-подход к разработке
компьютерных игр для обучения техническим дисциплинам. Вестник
компьютерных и информационных технологий. 2011;4:45-51.
Хайров Александр Валерьевич
Email: sasha-hairov@mail.ru
Волгоградский государственный технический университет
Волгоград, Российская Федерация
Шабалина Ольга Аркадьевна
кандидат технических наук
Email: o.a.shabalina@gmail.com
Волгоградский государственный технический университет
Волгоград, Российская Федерация
Катаев Александр Вадимович
кандидат технических наук
Email: alexander.kataev@gmail.com
Волгоградский государственный технический университет
Волгоград, Российская Федерация